Меню

Развитие по доману. Обучение чтению: методика Глена Домана

Сад и огород

Во многом распространению идей раннего интеллектуального развития детей способствовали книги знаменитого американского врача, автора методик раннего развития детей Глена Домана.

В течение пятнадцати лет Доман занимался именно травмированными детьми. Им и его сотрудниками было замечено, что если у безнадежных детей, которые лежали неподвижно и считались функциональными идиотами (их вообще невозможно было тестировать), стимулировать какой-нибудь орган чувств - слух или зрение, - то происходит активизация всего мозга в целом. Неожиданно выяснилось, что, стимулируя зрение, вы можете заставить ребенка двигаться. Особенное внимание было уделено чтению. Ребенку показывали написанное крупными буквами слово и произносили его вслух. Каждые пять дней набор слов обновлялся, и в какой-то момент оказывалось, что больной ребенок понимает смысл написанных слов, начинает двигаться, а часть детей смогли даже обогнать в развитии своих здоровых сверстников.

(Это, конечно, очень схематичное объяснение того, что происходило с больными детьми, подробнее об этом вы можете прочитать в книгах Домана, которые с середины 90-х годов существуют в русском переводе.)
Наконец в один прекрасный день система раннего обучения чтению была опробована на здоровых детях. Результаты превзошли все ожидания. Такие дети быстрее развивались физически, а интеллектуально они значительно опережали свой возраст.

Одна из самых популярных книг Домана называется так же как наша книга, которую вы держите в руках — «Как дать ребенку энциклопедические знания». Читателям, не знакомым с трудами Глена Домана, попытаемся вкратце изложить суть методики, изложенной в книге Домана.

Все сведения об окружающем мире, истории, науках Доман предлагает разбить на разделы, например на десять (хотя категорий, по словам автора, может быть и больше). Итак, все знания по Доману следует делить на разделы:

Биология.
История.
География.
Музыка.
Искусство.
Математика.
Анатомия человека.
Общие знания.
Язык.
Литература.

Эти разделы, в свою очередь, делятся на категории. Например, для биологии категориями могут быть «Птицы», «Рыбы», «Деревья». Можно давать более узкие объединения фактов по категориям, например, полярные птицы и т.д. Каждая категория включает в себя множество элементов – единиц информации, отдельных «фактов», которые Глен Доман называет «битами интеллекта».

Из книги Домана: «Знания основаны на информации, а получение информации происходит через факты. Каждый факт представляет собой один бит информации. Когда такой факт надлежащим образом предъявляется ребенку, то его можно назвать битом интеллекта. Ведь он не только будет способствовать развитию детского мозга, но и ляжет в основание всех его будущих знаний.

Раздел — это группа из десяти и более карточек, которые имеют между собой нечто общее. Вот, например, раздел «птицы»:
1. Обычная ворона
2. Малиновка
3. Соловей
4. Орел
5. Курица
6. Цапля
7. Страус
8. Тетерев
9. Зяблик
10. Воробей
Группу можно расширить как за счет ныне существующих птиц, так и за счет тех, что уже давно вымерли. Расширять данную категорию можно настолько, насколько это вам позволят собственные знания».

«Каждому «биту», с которым вы хотите познакомить ребенка, необходимо подобрать изображение – фотографию или рисунок. Это изображение следует наклеить на большую картонную карточку размером 28Х28 см».
«Каждая карточка содержит один бит информации. На нее наклеен аккуратный рисунок, иллюстрация или фотография. Карточка должна отвечать следующим требованиям: отчетливость, дискретность, недвусмысленность, а также она должна быть новой для ребенка.
Моментальная фотография бывает довольно расплывчатой и потому не отвечает требованию отчетливости».

Под «отчетливостью» Доман понимает такое качество карточки, которое позволяет различить все изображенные детали.

«Дискретность означает то, что каждая карточка должна быть посвящена только одному факту. Например, если на ней изображена ворона, то это должна быть только ворона, — без пейзажа или каких-либо других животных.
Недвусмысленность — это определенность значения. То есть, факт изображен на карточке так, что может быть интерпретирован единственным образом. Если изображена ворона, то она должна быть воспринята именно как ворона, а не как «большая черная птица».»

С обратной стороны каждой в рекомендует написать информацию об изображенном объекте – «программу развития интеллекта» — разделенную на десять (или более) уровней сложности — от простого к сложному. Самым простым сведением об объекте считается его название (на родном языке ребенка). Далее следуют перечисления особенностей именно этого вида, например, птиц – чем питаются, где и как вьют гнезда, сколько яиц откладывают и т.д.

Пример Домана:

На показ ребенку каждой карточки должна уходить одна секунда. Задерживаться дольше нельзя. Доман считает, что медленный показ ослабляет интерес ребенка.

Каждый день ребенок должен посмотреть серию из десяти карточек три раза в день. И таких серий должно быть несколько (до двенадцати в день).
Кроме этого по Доману полагается еще три раза в день смотреть карточки со словами, написанными большими красными буквами, обучающие ребенка чтению, и столько же раз карточки с красными точками, дающие ребенку начальное знание математики.

Каждую серию карточек следует показывать пять дней, затем одна из карточек откладывается и вместо нее добавляется новая.
Начинать подобные занятия Доман рекомендует месяца в 3-6, но и в год, по его мнению, еще не поздно…

После того, как ребенок увидел примерно тысячу карточек, начинают повторный показ уже виденных карточек. Но теперь начинают произносить не первый пункт «программы развития интеллекта», а следующий. Затем серия снова откладывается, чтобы снова вернуться после очередного просмотра имеющейся тысячи карточек – с третьим пунктом информации из «программы развития интеллекта» и т.д.

По мнению Домана подобное опережающее обучение:
стимулирует развитие различных отделов мозга и благодаря чему ребенок развивается гораздо быстрее сверстников,
позволяет ребенку не только овладеть каждым отдельным фактом, но еще поможет ребенку сложить в своей голове целостную систематизированную картину мира, где все факты взаимосвязаны друг с другом.

Подводные камни методики Глена Домана

Книги Глена Домана заражают читателя – таким восторженным языком они написаны. Поражают и описанные результаты – дети, приведенные в пример не просто вундеркинды, а многогранные гении – при чем, все! (хотя описаны, естественно, только самые выдающиеся). Еще читая книгу Домана, не закрыв последнюю страницу, хочется делать всё именно так, как там написано. Многие и многие родители заражались идеями воспитания сверхчеловека, как Глен Доман именует обученных им детей.

Здесь начинается самое интересное. Мамы и папы пускаются в поиски материала для карточек, режут картон, клеят картинки, пытаются отыскать нужный материал для составления «программ развития интеллекта». Часто проделывают огромную работу, чтобы подобрать к имеющейся картинке нужный текст в «программу развития интеллекта» или к интересному материалу соответствующую картинку.

И вот долгожданный час настал. Подготовлено энное количество карточек и начинаются интенсивные занятия. Родители верят в то, младенец получает удовольствие и будет получать его ровно столько раз в день, сколько написано в книге Домана. Родители верят в то, что они всё смогут, у них всё получиться, у них обязательно хватит сил, чтобы, не переставая ни на один день, в нужном темпе и в нужном количестве показывать, а главное изготовлять, карточки по Доману.

А на деле получается, как правило, как раз наоборот. И причин к этому бывает очень много.

Во-первых, все дети разные. Один малыш может по десять в день смотреть карточки с разными картинками, словами и точками. А другому ребенку бывает очень трудно усидеть на месте даже несколько секунд, а уж тем более куда-то сосредоточено смотреть.

Ещё одна причина – многим родителям не хватает первоначального энтузиазма, они начинают пропускать занятия: ведь их так много, а дел по дому и уходу за ребёнком ещё больше. А если учесть что надо заранее готовить весь необходимый для занятий материал, то времени не останется даже на то, чтобы почистить зубы, а о посещении театра или картинной галереи можно просто забыть… Родители чувствуют себя виноватыми перед ребёнком, пытаются восстановить нужный темп и объём занятий и в итоге опять устают, пропускают занятия и бросают совсем.

Часто в семье, где растёт не один, а двое-трое детей, родители пытаются предоставить каждому из детей необходимую им по возрасту нагрузку по Доману, и тогда сил хватает на ещё меньший срок.

В процессе занятий возникает ещё масса вопросов, на которые ответа в книгах Домана нам найти не удалось:

  • как именно показывать карточки — как их лучше держать, как в это время сидеть, куда сажать ребенка, что делать, если он смотрим вам в лицо, а не на карточки,
  • с какой скоростью показывать карточки, если ребенок отворачивается или, наоборот, хочет получше рассмотреть картинку,
    как часто менять карточки, ведь у каждого ребёнка всё-таки свой темп освоения материала, а у каждого родителя свой темп изготовления карточек,
  • можно ли всё-таки возвращаться к уже пройденным карточкам не добавляя новый текст, ведь если ребёнок очень маленький, он через месяц забудет «отработанные» карточки,
  • как организовать свой день, исходя из всех рекомендаций автора методики,
  • когда и как играть с ребёнком, обучающимся по этой методике,
  • можно ли давать карточки ребёнку в руки, если можно, то как и когда,
  • что делать если ребёнок хочет смотреть, но не хочет слушать «умные слова» «программы развития интеллекта»,
  • обязательно ли делать все карточки указанного в книге размера (непомерного) и обязательно ли всё клеить на картонки одного и того же размера (очень не хочется малюсенькую картинку клеить на громадную картонку – денег жалко)…

После огромного количества проблем возникших, в процессе занятий или их подготовки, или вовсе от нежелания пускаться в такие непомерные и трудноосуществимые труды, вопрос о том давать или не давать ребёнку эти самые «энциклопедические знания» многими родителями, при всём уважении к трудам Домана, в большинстве случаев решается отрицательно.
Остаётся только уповать на то, что как-нибудь получится само собой – будем читать ребёнку книжки, пойдёт он в итоге в школу, наконец, там его всему научат.

Но ведь мозг ребенка интенсивно растет и развивается именно в первые годы жизни…. Не нагружая мозг ребенка «работой» мы упускаем время! Что же делать если не получается заниматься по Доману? Или получается, но частично?…

«Правый мозг» или почему у них получается…

Тема обучения на правый мозг, которая захватывает сейчас умы педагогов всего мира, в настоящий момент лучше всего разработана на о. Тайвань и в Японии. Там имеется много сотен школ, которые проводят своё обучение по принципам непривычным с нашей традиционной точки зрения.
Два слова о сути восприятия каждого из полушарий. Это книга для родителей, и, скорее всего, здесь не стоит описывать подробные выводы нейрофизиологов, но главные ошеломляющие идеи родителям тоже неплохо себе представлять.

В настоящее время практически у 80% населения мира лучше развит левый мозг (язык, логическое мышление), кроме того само образование ориентировано на изучение языка, математики, анализа, логики. Практически мы игнорируем искусство, музыку, творчество, развитие воображения (за это ответственен — правый мозг). При этом подходе левое полушарие развивается всё больше и больше, а правое, образно говоря, в известной степени атрофируется из-за неиспользования.

Короче, левое полушарие — анализирует и раскладывает по полочкам. Запас его памяти ограничен, при избыточной информации «лишняя» стирается. В отличие от левого, правое полушарие складирует бесконечное количество информации, но фиксирование её правым полушарием начинается при выполнении определенных условий: подача информации небольшими порциями, очень быстро, хорошее настроение, включение воображения, в игре, без намёка на давление. В этих условиях мы как бы «убаюкиваем» левое полушарие, и только в эти моменты происходит настоящая, продуктивная учёба.

В восьмидесятых годах японский учёный доктор Шичида опубликовал работу по теории обучения правого мозга (там говорилось об обучении интуиции, новому подходу к изучению иностранных языков, о скоростном чтении, умении в одно мгновение решать математические задачи — то есть все способности, которые базируются в правой половине мозга).
Доктор Шичида доказал, что наиболее эффективным является механическое, быстрое «перелистывание» карточек с информацией: оно не требует понимания, а зачастую и прочитывания вслух. Но недостаточная скорость демонстрации карточек прерывает процесс запоминания информации правым мозгом. Доктор Шичида считает, что идеальное запоминание информации правым мозгом происходит в три года, но постепенно эта возможность сокращается и к шести годам «верх» берёт уже левая половина мозга. Это не значит, что после шести невозможна прежняя скоростная система «запоминания», но она требует применения специально разработанных методик релаксации ученика.

Некоторые авторы советуют избегать термина «правый мозг», а называть его «image brain», что мы бы назвали зоной мозга, ответственной за фотографическую память. И развитию этой фотографической памяти придается громадное значение. Потому что тренируется она относительно легко, и доктор Шичида считает, что это умение мысленно фотографировать серии образов, является не только способом активизировать и развивать правую творческую половину мозга, но и возможностью попасть в «царство подсознания».

Существует несколько этапов этой тренировки фотографической памяти: в общем это разные степени воссоздания в памяти увиденного, в результате чего дети учатся видеть картину или текст целиком, в цвете и вот всех деталях.

Так вот, система Домана – это учёба, во многом рассчитанная на восприятие «правого мозга». Но Доман пришел к этому опытным путём.
И добиться успехов в обучении ребенка по методике Глена Домана, как нам кажется, можно лишь в том случае, если выполнить все его рекомендации досконально, с точностью до миллиметра в размерах каждой карточки. Мы, конечно, не можем заглянуть в мозг обучаемого ребенка и увидеть, как же происходит процесс обучения, запоминания, восприятия и систематизации информации, но, видимо, обучаемый ребенок в первые недели, а то и месяцы занятий не усваивает информацию так, как это привыкли делать мы — взрослые. А постепенно привыкает к именно такому способу получению информации. Когда некий порог пройден, ребенок привык, что ему столько-то раз в день показывают однообразные карточки, его мозг в процессе очередного занятия переключается с логического восприятия информации на совершенно другой способ. И в этом момент информация прямиком попадает в правый мозг, минуя левое – логическое полушарие.
Но, как вы понимаете, для привыкания к такому способу получения информации и для продолжения занятий по этой системе, каждый день строго по режиму ребенок должен смотреть карточки строго установленного размера в таком же темпе, как вчера и позавчера и т.д. (читай у Домана). То есть, ничего не должно меняться, нельзя пропускать занятия или на шаг отступать от рекомендаций автора и только в этом случае, после нескольких месяцев, а то и лет напряженных занятий всё начнет усваиваться. Причем усваиваться действительно с потрясающей скоростью и эффективностью. И ребенок, действительно, будет не только знать огромное количество фактов из всех отраслей человеческих знаний, но и сможет сложить в своей голове целостную систематизированную картину мира, где все факты взаимосвязаны друг с другом.

Матери, которые обучают своих детей в Филадельфии, в самом институте Домана, матери одержимые идеей обучения по этой методике, получают те самые – потрясающие – результаты, описанные в книгах Домана именно потому, что действуют СТРОГО по Доману.

И если тоже вы хотите действовать через правый мозг, нужно набраться терпения и работать, работать, работать….

Но опыт показывает, что наша простая российская мама в силу огромного количества причин не может освоить методику Глена Домана в полном объеме. То есть, не стоит даже начинать изготовление и показ «карточек Домана», если вы не планируете делать абсолютно всё в нужном объеме.
Видимо, надо искать другие варианты развития мозга ребенка, поддержания нарождающихся «пунктирных» связей (см. главу «Раннее развитие: мода или необходимость?»). Нужно искать другие пути знакомства с окружающим миром, создания в голове ребенка целостной картины мира.

И полезным обществу человеком. С самого рождения люди отправляют своих детей в специализированные сады, на кружки. Популярностью пользуются занятия с репетитором. Однако не все могут позволить себе такое обучение, ведь за все в нашей жизни приходится платить. Всестороннее развитие можно обеспечить своему малышу и в домашних условиях. Существует множество методик развития, для использования которых не обязательно иметь педагогическое образование. Одна из таковых - методика Домана.

Методики раннего развития

Всех их можно условно разделить на три вида. Каждая имеет определенное направление:

  1. Физическое развитие (особенно актуально для малышей до года).
  2. Творческое развитие.
  3. Всестороннее развитие (память, мышление, логика).

Лучше, конечно, использовать всё в комплексе. Нельзя делать акцент только на творчестве или на физическом воспитании.

Большой популярностью пользуются у родителей и педагогов следующие методики:

  • Методика Марии Монтессори . М. Монтессори - известный итальянский педагог, врач и философ 19-го века. Её построена по принципу «сделай сам». Роль взрослого - направить малыша в нужное русло. Ребёнок всё впитывает как губка. Поэтому родители и воспитатели должны окружающий мир сделать максимально доступным и понятным. Игры главным образом сосредоточены на развитии образного мышления.
  • Методика семьи Никитиных . Основной акцент сделан на и развитии творческих способностей. Ребёнку предоставляется свобода действий. Он сам решает, сколько и как ему заниматься. Задача родителей - не мешать, а создать необходимые условия для развития.
  • Методика Н. Зайцева. Представляет собой обучение чтению с помощью кубиков. По мнению педагога, единица речи - это слог. Каждому слогу отведена грань на кубике. Ребёнок сам учится создавать слова. Кубики различны по своему цвету, форме, размерам. Таким образом, дети быстрее осваивают звонкие и мягкие звуки.
  • Вальдорфская методика . Это развитие ребёнка согласно его возрасту. Упор в большей степени сделан на активацию творческих способностей. Приветствуются занятия музыкой и упражнения на мелкую моторику.
  • Методика Воскобовича. Основной инструмент педагога - игра. Только когда малыш наиграется, он будет готов к восприятию «школьной» науки.
  • Методика Китаева и Трунова . Это для годовалых деток. Благодаря физическим упражнениям ребёнок начинает раньше сидеть и ходить. Также активно развивается его мозг.
  • Методика Глена Домана. Основная цель - раннее развитие в возрасте от рождения до семи лет, когда мозг ребёнка активно растёт и развивается.

Кто такой Доман?

Глен Доман - известный американский нейрохирург, который исследовал человеческий мозг. Он также занимался лечением детей с умственными расстройствами. Основная задача, стоявшая перед специалистом, - активизировать мозг больных малышей. В отличие от своих предшественников, которые безрезультатно старались научить ребят читать, Доман достиг огромных успехов. Очень скоро дети, отстающие в развитии, начинали превосходить своих сверстников по многим показателям.

А всё благодаря специально разработанной методике врача. По его программе уроки длились по пять-десять секунд, а их количество доходило до нескольких десятков в день.

Суть обучения - демонстрация карточек со словами, написанными крупным шрифтом красного цвета. Каждое слово громко произносилось вслух. Мозг детей настолько активизировался, что они начали осваивать беглое чтение.

Вскоре методику применили и в других школьных дисциплинах. Ребёнок, занимающийся по программе Домана, мог стать эрудитом. Обучать по системе врача стали и здоровых детей.

Особенности процесса

Методика Глена Домана пользуется огромной популярностью во всём мире. Не один нобелевский лауреат воспитывался по её принципу. Суть методики состоит в использовании специальных карточек, на которых изображены слова или картинки со словами. Демонстрируя ребёнку материал, обязательно нужно проговаривать его содержимое. Если нарисован арбуз, то говорить нужно именно «арбуз», не заменяя слово синонимами и красноречивыми описаниями.

Одно занятие должно длиться 10-15 секунд. За это время необходимо показать 10-15 картинок. На одну картинку - одна секунда. Карточки можно подбирать как по тематике (овощи, фрукты, транспорт, профессии), так и вразнобой.

Обязательное требование к материалу - рисунки должны быть чёткими, крупными и не расплывчатыми, слова пишутся разборчиво.

Благодаря такой системе активизируется мозг ребёнка, формируется его мышление, память. Методика развития Домана с успехом применяется не только в дошкольных учреждениях и школах, но и в вузах, техникумах.

Дидактический материал

Карточки для обучения по методу Домана можно приобрести в специализированных магазинах или изготовить их самостоятельно.

Делают материал из белого картона. На полосках размером 10 х 40 (50) см пишут слова печатными буквами красного цвета. Высота букв - около 7 см, а толщина шрифта - 1,5 см. Постепенно шрифт можно уменьшить, а цвет заменить на чёрный. Со временем вместо слов на полосках пишут целые словосочетания, таким образом, максимально приближая ребёнка к чтению.

Методика раннего развития Глена Домана успешно применяется и на занятиях по математике. Для этого на картон наносят разное количество красных точек (не цифр!). Цифра - понятие абстрактное, а ребёнок должен чувствовать реальное количество. Точки на картоне можно заменить реальными предметами - мячиками, бабочками, вишенками. Главное правило - изображения должны быть крупными и иметь красный цвет (он хорошо привлекает внимание). Также можно изготавливать отдельно карточки с математическими знаками.

Результат обучения появится только после систематических занятий. Так, воспитать эрудированного и талантливого ребёнка помогут простые карточки. Методика Домана - это отличный способ обучения в игровой форме. Главное - не забывать о поощрении!

Когда лучше начинать занятия?

Г. Доман утверждает, что человеческий мозг наиболее готов к познанию во время своего активного роста. Это происходит в возрасте от рождения и до семи лет. Поэтому занятия по методике Домана лучше всего начинать с самого рождения, когда малыш уже реагирует на предметы. Родители отмечают, что дети такое обучение воспринимают как увлекательную игру.

Приступать к занятиям необходимо с карточек, на которых изображены разные предметы - игрушки, фрукты, овощи, транспорт и так далее. Методика способствует формированию фотографической памяти, развитию мышления, логики, речи.

Мозг маленького человека с самого рождения нацелен на познание всего нового. Ребёнок сам интересуется названиями животных, предметов быта и всего того, что его окружает. Поэтому идеальное время для обучения - младенчество. Не понадобится даже мотивация.

Каждый новорожденный - словно чистый лист бумаги. То, каким он станет, во многом зависит от его родителей. Наибольший багаж знаний дети получают в возрасте до трёх лет - не упустите возможность!

Методика раннего развития Домана: как заниматься?

Обучаться можно и даже нужно несколько раз в день по пять-десять секунд. Ребёнок должен воспринимать занятия как игру. Начинать следует с тематических карточек. Для каждой карточки отводится одна секунда. За это время взрослый успевает проговорить слово, изображённое на картинке. Для одного занятия не нужно выбирать слишком много карточек. Обучение нужно закончить, прежде чем у малыша пропадёт интерес. Таким образом, у него всегда будет желание заниматься.

Методика Домана используется для обучения чтению и математике. Такие занятия можно проводить с годовалым малышом. Конечно, ребёнок не сможет читать к двум, но уже в три-четыре года после систематических занятий это вполне реально.

При использовании методики на занятиях по математике у детей гораздо быстрее развивается Со временем они абсолютно безошибочно будут называть количество предметов «на глаз», даже не считая их!

Отрицательные стороны

Как и любая другая, имеет свои недостатки. Прежде всего, это пассивное обучение, отсутствие творчества и созидания. Огромное количество неоспоримых фактов, которые ребёнок запоминает с помощью карточек, может храниться в его голове как хлам, если малыш не научится их использовать. Более того, постоянные нагрузки на мозг могут привести к психическим расстройствам.

Поэтому использовать для обучения только одну методику не рекомендуется. Лучше совмещать несколько программ раннего развития. И не стоит забывать, что ребёнок - это не компьютер. Обязательно следует оставлять время для прочих игр и баловства.

Методика Домана: отзывы психологов

Несомненно, способ, разработанный нейрохирургом Доманом, работает. По мнению многих педагогов, благодаря этой программе можно воспитать гения. Однако необходимо руководствоваться и другими методами обучения, обязательно оставляя время на творчество и самостоятельное познание мира.

Большинство психологов утверждают, что методика Домана, хоть и даёт свои результаты, имеет много недостатков, главный из которых - пассивность. Развивается только зрительная и слуховая система, дети охватывают лишь тот материал, который изображён на картинках. Ребёнка нагружают фактами, которые он не всегда может применить.

Врач-невролог Е. Меланченко - противница любых методик раннего развития. Она объясняет это тем, что переполненный информацией детский мозг часто даёт сбои, и в результате малыши сталкиваются с такими проблемами, как головные боли, неврозы, энурез и т. п. Психологическое напряжение, которое испытывают дети раньше времени, приводит к спазму сосудов и ряду других заболеваний.

Мозг ребёнка созревает постепенно, поэтому и нагрузка должна быть подобрана по возрасту.

Заключение

Методика Домана - потрясающий инструмент для воспитания гениальных детей, если она применяется с умом. Подбирая программу для раннего развития своего ребёнка, следует учитывать его индивидуальные особенности, возраст, состояние здоровья. Никогда не принуждайте малыша. Проводите занятия в форме игры и не забывайте о системе поощрений!

Наиболее важное правило при заключается в том, чтобы оба участника (родитель и ребёнок) спокойно и радостно воспринимали процесс обучения чтению в качестве забавной, желанной игры. Родителю ни в коем случае не стоит забывать о том, чтообучение – это не работа, а весьма увлекательная игра жизни .

методике Глена Домана."/>

Все материалы, используемые на пути обучения вашего ребенка чтению, очень просты. Они основаны на многолетней экспериментальной работе большой группы учёных и исследователей. разработана на основании того факта, что чтение – это ни что иное, как функция мозга. Авторы методики адекватно оценивают возможности и ограниченность маленького детского визуального аппарата и выстраивают этапы обучения так, чтобы встретить нужным образом все вытекающие из этого сложности.

Помните, что знание – это наиболее ценный подарок, который вы можете дать своему ребёнку. Поэтому давайте ему знание великодушно, без претензий на скорейшую его отдачу.

Последовательность действий при обучении чтению по Г. Доману удивительно проста.

Независимо от того, с какого возраста вы начали учить своё дитя читать по методике Глена Домана , вам предстоит пройти пять основных этапов:

  1. Отдельные слова.
  2. Словосочетания.
  3. Простые предложения.
  4. Распространённые предложения.
  5. Книги.

Рассмотрим подробно каждый из указанных этапов.

Этап первый (отдельные слова).

Первый этап обучения начинается с использования всего лишь 15-ти слов. И только после того, как ваш малыш будет хорошо знать эти слова, можно будет говорить о возможности в дальнейшем. Благоприятным стартом для процесса обучения может быть хорошее настроение вашего чада. Ориентируйтесь на то время суток, когда малыш полон энергии и восприимчив. Помещение для проведения занятий должно быть тихим и уютным, без отвлекающих зрительное внимание ярких предметов или картин.

Начните занятие с показа вашему малышу карточки со словом «МАМА» и отчётливо произнесите фразу: «Это означает «мама»». Демонстрируйте карточку на расстоянии не менее 35 см от лица, не давая в руки. Время просмотра карточки ребёнком не должно превышать 1-2 секунд, старайтесь избегать каких-либо дополнительных комментариев к написанному и не просите повторять малыша вслед за вами. В том же темпе проделайте аналогичную процедуру с карточкой «ПАПА» и ещё тремя словами из этой группы. В конце занятия обязательно похвалите своего ребёнка, и не забывайте делать это после каждого сеанса.

В течение первого дня обучения повторите ещё 3 раза, причём, промежуток между просмотрами должен быть не менее получаса. На этом первый день закончен, и вы сделали первый шаг в процессе обучения своего ребёнка чтению. Таким образом, количество времени, затраченное на обучение, не должно превысить и трёх минут.

В течение второго дня нужно будет повторить основное занятие 3 раза, а также 3 раза продемонстрировать комплект карточек Домана из нового набора, добавленного вами. В общей сложности, второй день будет состоять из шести занятий.

На третий день стоит добавить третий набор из 5-ти новых слов. В этот день вы будете оперировать при обучении своего ребёнка чтению тремя наборами по 5 слов в каждом. При этом каждый набор слов должен, как и прежде, демонстрироваться по 3 раза. Итого, общее количество занятий возрастет до 9, растянутых на весь день, но каждое из них займет не больше нескольких минут.

Выбрать те заветные 15 первых слов, которые выучит ваш ребёнок, совсем не сложно. Они должны быть самыми знакомыми и приятными для малыша. Слова могут включать имена членов семьи и родственников, клички домашних животных, названия его любимых продуктов, видов деятельности, предметов домашнего обихода и многое другое. В каждой семье этот список разный и будет ограничиваться только вашей фантазией.

Скука – это самое главный сигнал об опасности во время обучающего процесса. Дети обучаются с молниеносной быстротой, но если вы будете показывать ему наборы карточек более трёх раз в день, то ему это наскучит. Демонстрация каждой карточки больше одной-двух секунд может также привести к потере интереса ребёнка к обучению.

Итак, по истечении трёх дней ребёнок с вашей помощью совершил две чрезвычайно важные вещи:

  • развил свой зрительный аппарат и, что еще более важно, научил свой мозг отличать один письменный знак от другого;
  • справился с самой важной абстракцией, с которой когда-либо имел дело в своей жизни – сумел прочитать слова.

Когда у вас за спиной остались 15 выученных ребёнком слов, можете приступать к следующей группе слов, обозначающих, например, части тела. Этот набор может состоять из двадцати пяти слов, разделённых на пять наборов.

Метод добавления новых слов и изъятия старых по методике Домана очень прост. Для этого удаляйте по одному слову из каждого, уже изученного в течение 5 дней, набора, и заменяйте это слово новым. Поступайте так с каждым набором слов.

Очень упростит работу подписывание карточек Домана с обратной стороны. Ставьте карандашом дату демонстрации того или иного слова, и тогда вы будете точно знать, когда его следует удалить, заменив новым. Постепенно добавляйте к списку группу, состоящую из глаголов, например, обозначающих действие и др.

Таким образом, вы будете учить по 25 слов в день, разделенных на 5 наборов по 5 слов в каждом. Ежедневно ваш ребенок будет знакомиться с 5-ю новыми словами, по 1 в каждом наборе, а 5 старых слов будут вами удаляться.

Если вы действуете верно, то в среднем ваш ребенок будет выучивать по 5 слов в день. Но он может , а если вы достаточно умны и заинтересованы в этом, то таких слов может быть еще больше.

Также ваш малыш быстро и легко выучит любое слово, которым заинтересуется, если вы напишите его печатными буквами на белом фоне, что тут же пополнит его словарный запас.

Этап второй (словосочетания).

Второй этап в освоении чтения по методу Глена Домана очень важен и является промежуточным звеном между чтением отдельных слов и целых предложений.

Итак, вам следует проанализировать словарный запас своего ребёнка и подумать о том, какие комбинации можно составить из выученных им слов. Причём некоторые из них придется видоизменить, чтобы получились осмысленные сочетания.

Одной из самых простых и востребованных групп слов является перечень основных цветов. Дети учатся различать и называть цвета быстро и легко, получая большое удовольствие при узнавании. Убедившись, что ребенок усвоил основные цвета, вы можете предложить его вниманию простые словосочетания: «чёрные волосы» или «жёлтый банан».

Через какое-то время вы почувствуете необходимость двигаться дальше. Тогда начните знакомить своего ребёнка с антонимами: «чистый/грязный», «правый/левый».

И снова, в зависимости от возраста и опыта вашего ребенка, вы можете дополнить яркими иллюстрациями на их обратной стороне. «Большой» и «маленький» – это очень простые понятия даже для самого юного малыша он способен мгновенно постичь их, как только они будут представлены ему в простой логической форме. Они очень тесно связаны с его повседневной жизнью: «большая ложка», «маленькая ложка» и др.

Этап третий (простые предложения).

На третьем этапе вам предстоит на основе словосочетаний составить простые предложения, ведь при количестве слов в словарном запасе малыша от 50 до 75 единиц, количество возможных комбинаций довольно велико.

Для этого необходимо составить набор из 5-ти предложений, и, как и ранее, трижды в день на протяжении 3-5 дней демонстрировать его ребёнку. Затем начните работу по обновлению набора: удаляйте по 2 старых предложения и вставляйте вместо них 2 новых. Ваш ребёнок будет усваивать их очень быстро, так что переходите к новым предложениям с максимально возможной скоростью.

На этой стадии вам придётся уменьшить размер шрифта, чтобы разместить на стандартной карточке Домана 2-3 слова, что ещё на шаг приблизит вашу мечту о способности вашего малыша к прочтению книг.

Через некоторое время, попробуйте изготовить простейшую книгу предложений по методике Г. Домана , где каждому из ваших пяти предложений будет соответствовать одна картинка, причём, страницы с текстом будут предшествовать страницам с иллюстрациями. Эта книга может быть легко заполнена фотографиями самого ребенка, когда он выполняет то или иное действие. Такие книги будут очень важными шагами на пути развития вашего ребенка.

Этап четвёртый (распространённые предложения).

После простых предложений подошло время к изучению предложений распространенных. К этому этапу ваш ребёнок уже способен совершить второй по значимости шаг, после того, как впервые научился различать отдельные слова. Теперь он в состоянии понимать полноценные предложения, выражающие законченную мысль.

Узнавание отдельных слов и понимание того, что они обозначают (предмет или понятие) – это первый и основной шаг на пути обучения чтению. Узнавание слов, которые используются в предложении и могут обозначать более сложные понятия, – это второй важнейший шаг в том же направлении.

В этом разделе мы пользуемся теми же принципами, что и на третьем этапе, постепенно увеличивая количество слов в предложении. Например, предложение типа «Кот спит» следует дополнить до состояния «Кот крепко спит».

На этом этапе появится необходимость в изготовлении карточек Домана с предлогами и наречиями, однако не стоит углубляться в их изучение.

Вы наверняка заметили то, что, играя с ребёнком в составление предложений и отдавая инициативу в его руки, малышу нравятся смешные предложения типа «Мама скачет на ёлке» и т.п. Пусть это вас не смущает, ведь чем веселее проходят занятия, тем больше усвоит ваш ребёнок.

На этой стадии вы продолжаете предоставлять ребенку новый учебный материал, читая ему вслух предложения или книги. В зависимости от возраста, языковых способностей или личных особенностей, он и сам может, если пожелает, произносить те или иные слова вслух или читать вслух целые предложения. Если он делает это потому, что ему так хочется, то это прекрасно. Однако вам самим не стоит просить его об этом.

Переходя к всё более длинным предложениям, вам, без сомнения, станут малы размеры карточек Домана , поэтому вам предстоит заняться следующим:

  • уменьшить размер шрифта;
  • увеличить количество слов;
  • изменить цвет букв с красного на черный.

Очень важно соблюдать следующее правило: никогда нельзя уменьшать размер шрифта и, одновременно с этим увеличивать количество слов. И то, и другое надо делать постепенно. Помните о том, что предложения не могут быть написаны слишком большими буквами или слишком отчетливо, стоит опасаться только слишком маленьких букв и слишком неразборчивого написания.

На данной стадии всё готово для перехода к последнему и самому волнующему этапу – книге. Мы уже готовились к этому шагу, создавая книги из словосочетаний, простых и распространенных предложений. Но все это было лишь подготовкой к самому главному.

Этап пятый (книги).

Сейчас ваш малыш умеет обращаться со словами и предложениями, написанными большими печатными буквами. Теперь ему предстоит научиться работать с мелким печатным текстом, содержащим огромное количество слов на каждой странице.

Чем меньше возраст ребёнка, тем более вызывающим будет этот шаг. Помните, что к этому моменту вы сумели достаточно развить и укрепить его зрительный аппарат. Если к тому времени, когда вы перешли к чтению книг, отпечатанных шрифтом в 1 см, вашему ребёнку уже исполнилось три года, у вас, по всей видимости, не возникнет особых проблем. Если же вы приступили к чтению книг, когда ребёнку еще нет и 2 лет, то с уверенностью можно предположить, что вам придется сделать самим или приобрести для него книги со шрифтом от 2,5 до 5 см. Если это сработает – прекрасно, поскольку такое чтение по Доману будет способствовать скорейшему развитию и созреванию его мозга.

Большое значение на данном этапе имеет правильный выбор книги, по которой вы и будете учить дитя читать. Чтобы не ошибиться в выборе книги, как источника ценной для ребёнка информации, приведём несколько правил:

  1. Её словарный запас должен составлять от 50 до 100 слов.
  2. Она должна содержать слова и предложения уже знакомые ребенку
  3. В ней должно быть не более 1-го предложения на страницу.
  4. Высота печатного шрифта должна составлять не менее 1 см.
  5. Текст должен предшествовать иллюстрациям и идти отдельно от них.

Содержание книги является чрезвычайно важным аспектом. Если при выборе книга покажется вам интересной, то почти наверняка она понравится и вашему малышу. В случае если вы сочтёте понравившуюся вам книгу немного трудной, не спешите отказываться от неё. Лучше слегка помочь ребёнку в процессе её чтения, чем купить слишком примитивную книгу, которая может ему наскучить.

  1. Делайте сами или приобретайте книги, которые будут интересны вашему ребенку.
  2. Прежде чем приступать к чтению, выучите его всем новым словам, которые в ней встречаются.
  3. Текст должен быть крупным и разборчивым.
  4. Убедитесь в том, что вашему ребенку придется сперва прочесть текст, а уж потом перевернуть страницу, чтобы взглянуть на иллюстрации, которые следуют за текстом.

После того, как все эти условия соблюдены, можете приступать к чтению. Сядьте вместе с ребенком и начните читать ему книгу. Если он захочет прочитать некоторые слова самостоятельно – прекрасно. Впрочем, это во многом зависит от его возраста и личных особенностей. Чем моложе ребёнок, тем меньше он хочет читать вслух. В таком случае читаете вы, а он слушает.

Ваш ребёнок начнёт собирать свою библиотеку. Прочитанную книгу ставьте к нему на полку – пусть он потом читает её самостоятельно столько раз в день, сколько захочет.

Какое это великое открытие – умение читать! Лишь немногие вещи в последующей его жизни сравнимы с ним. Он теперь всегда может иметь мудрого взрослого, разговаривающего только с ним о новых интересных вещах в любое время, когда ему только хочется, стоит лишь выбрать новую книгу.

Учение – это награда, а не наказание. Учение – это удовольствие, а не необходимость, это привилегия, а не обязанность. Родителям необходимо всё время помнить об этом и не предпринимать ничего, что могло бы разрушить такое естественное отношение ребёнка к обучению.

В современном мире многие родители думают, что чем раньше они начнут развивающие занятия с ребенком, тем лучше. Думая о том, как это сделать лучше, они занимаются поиском подходящей методики. Одна из самых известных – это методика Глена Домана. Рассмотрим подробнее, каковы особенности этой методики и как она работает.

Из жизни Глена Домана

В 1919 году в одном из старейших городов США – Филадельфии - появился на свет Глен Доман. Окончив обучение в Пенсильванском Университете в 1940 году, он начинает свою трудовую деятельность врачом-физиотерапевтом в больнице. Именно здесь он начинает работу по исследованию того, как развивается детский мозг. Однако начало войны ее прерывает. В 1941 году Доман идет в армию добровольцем, пройдя обучение на пехотных офицерских курсах. Его служба оканчивается в звании командира пехотной роты с наградой крестом «За выдающиеся заслуги».

Вернувшись к медицине после войны, Глен Доман совместно с товарищами по работе начинает оказывать помощь в восстановлении детей с разными повреждениями головного мозга и серьезными поражениями нервной системы. В 1955 году им был основан некоммерческий Институт Развития Человеческого Потенциала. Теоретической и практической базой Института была методика Домана.

На протяжении более чем 20 лет, постоянно находясь в работе, проводя многочисленные исследования, опыты, эксперименты, делая выводы, приходя к каким-либо умозаключениям, Доман со своими коллегами-единомышленниками искали пути и возможности для излечения таких детей (с полной или частичной парализацией, сильным отставанием в развитии, неспособным к восприятию мира и общению). Они считали важным лечить первопричину – головной мозг, а не следствия поражений, т.е. тело.

В 1960 году Доман публикует в журнале «Американской Медицинской Ассоциации» статью о методической работе и проводимом лечении детей с повреждениями мозга и результатами их реабилитации. Именно тогда о нем узнали очень многие. Его деятельность совершила «мягкую научную революцию».

С этого периода вместе со своими соратниками Доман активно продолжал свою работу, разрабатывал и совершенствовал новые программы и методики для оздоровления ребят. За успехи в своей деятельности ему было вручено множество наград.

В книге «Гармоничное развитие ребенка» можно найти более полное описание его метода.

Когда можно начинать занятия

В результате своих наблюдений Доман пришел к выводу, что дети за всю свою жизнь не узнают столько, сколько информации могут усвоить в первые 6 лет жизни. Практически с рождения ребенок готов к познанию мира, его интересует все, что находится в его окружении. В таком возрасте вам не придется дополнительно мотивировать ребенка. Занятия необходимо проводить в форме занимательной игры.

По его мнению, приступать к обучению детей можно с 3 месяцев , ведь именно в этом возрасте кроха проявляет реакцию на предметы . Образовательный процесс начинается с демонстрирования карточек в течение короткого промежутка времени (буквально несколько секунд на карточку). Необходимо чтобы на карточках были представлены реальные предметы: овощи-фрукты, животные, мебель, транспорт, геометрические фигуры и т.д.

Методика Домана

Долгие годы Доман проводил различные исследования, сосредоточившись на работе с детьми, отстающими в развитии. Однако глядя на то, как их братья и сестры, которые были абсолютно здоровы, с интересом присоединялись к занятиям и добивались больших успехов, он создал методику, которая разработана с учетом и их интересов и потребностей.

Основные положения, на которые опирается методика:

  • Мозг человека растет и развивается, только находясь постоянно в работе.
  • Для достижения больших успехов в развитии интеллекта малыша нужно чтобы его мозг активно работал с рождения до 3 лет.
  • Физическое развитие играет немаловажную роль в созревании мозга и двигательного интеллекта.
  • До достижения ребенком 5 лет его мозг сам настроен на получение новых знаний, не возникает потребности дополнительно мотивировать ребенка к этому.

Принципы обучения по Доману

  • К процессу обучения необходимо приступать насколько возможно раньше, ведь чем дитя младше, тем проще ему будет научиться.
  • Не забывайте похвалить малыша и искренне порадоваться его успехам.
  • Ребенок – это тоже личность, к которой необходимо проявлять уважение и доверие.
  • Обучение должно проводиться с удовольствием.
  • Обучение должно проходить в соответствующей обстановке.
  • Занятие должно заканчиваться раньше, чем ребенку надоест или станет скучно.
  • Новую информацию для обучения нужно предоставлять очень часто.
  • Регулярность, последовательность и организованность занятий очень важны.
  • Не нужно проверять то, как малыш усвоил информацию.
  • Требуется тщательная подготовка к занятиям, делать все нужно заранее.
  • Немедленно прекращайте занятие, если вдруг малышу или вам стало скучно.

Физическое развитие

Именно физическому развитию Глен Доман уделяет большое внимание в своей системе. Он уверен, что оно напрямую взаимосвязано с развитием интеллекта ребенка. Именно поэтому нужно уделять внимание хорошему физическому развитию с рождения.

Потребности ребенка в плавании, хождении, ползании, хватании даны ему от природы. Необходимо с момента появления крохи на свет одобрять их развитие, предоставлять ребенку полную свободу движений. Помогая малышу быть активным с рождения, родители помогают ему развиваться интеллектуально намного быстрее, чем его ровесники.

Для физической активности малыша необходимо создать соответствующие условия.

В этом может помочь специальный трек для ползания. Необходимо, чтобы кроха располагался между его бортиками, практически касаясь их предплечьями и бедрами. Трек располагают под небольшим уклоном. Лучше всего, чтобы его поверхности были гладкими, не требуется никаких одеял или матрасов. Одевать кроху, ползающего там, нужно по минимуму.

В течение дня малыш должен проводить в нем не менее 3-4 часов. По такому треку ребенок сможет проползать довольно большое расстояние, а к 4 месяцам, при условии правильной организации, уже начнет активно ползать. Благодаря этому будет идти активное интеллектуальное развитие ребенка, его головного мозга и возможностей к восприятию нового.

С помощью трека происходит стимулирование врожденных рефлексов, имитирование внутриутробного пространства, когда кроха вспоминает свой первый рефлекс, с помощью которого он появился на свет.

Учите малыша преодолевать препятствия с помощью разнообразных валиков и лесенок. Вертите и крутите его как можно чаще, этим вы поспособствуете развитию чувства равновесия. Помогайте и поощряйте ребенка в его попытках ходить, бегать, плавать.

Для новорожденных Глен Доман создал свою программу равновесия – динамическую гимнастику, которой с успехом вы можете воспользоваться в домашних условиях.

Суть методики Домана

Вместе с активным физическим развитием в это же время вы можете начинать интеллектуальные занятия. Для этого применяются карточки с крупными реальными картинками и подписью на них. С их помощью малыш легче усваивает новую информацию, получает нужную нагрузку для развития мозга.

Вы можете купить готовые комплекты карточек, найти их в интернете и распечатать на цветном принтере или сделать самостоятельно. Все карточки должны иметь белый фон, на каждой – только одна картинка. Подпись пишется снизу крупными буквами красного цвета. Как можно чаще предлагайте ребенку новую, интересующую его информацию. Если этого не делать, то ребенку очень быстро эти занятия станут не интересными.

В начале занятий вам потребуется 5 карточек одной тематической линии. Каждая карточка показывается малышу в течение 5-10 секунд, громко и четко читается название под ней. Примерно через три занятия, вы можете начинать заменять карточки по одной из набора. Показывать ребенку один набор можно только один раз за занятие. Заниматься нужно не менее 3 раз в день. Всего у вас получится не менее 15 показов карточек за день.

Чему бы вы не обучали ребенка, не ждите мгновенного результата. Вы увидите результаты тогда, когда ребенок будет готов вам их продемонстрировать. Будьте уверены: кроха все слышит и запоминает, занимаясь с ним, вы не проводите время впустую.

Как научить читать по системе Домана

Глядя на слова, которые написаны, ребенок не осознает их смысл. Если же ему вместе с показом слова озвучивать его, то сработает механическое запоминание, мозг малыша уяснит полученную информацию, связав ее воедино. Именно этим способом малыш начинает понимать законы чтения, точно так же как это происходило с развитием устной речи.

Глен Доман уверен, что начинать обучение чтению подобным образом можно уже полугодовалого кроху.

Для работы потребуются карточки с наборами слов. Их размер должен быть 10*50 см, текст ярко-красного цвета, шрифт 1,5 см по толщине, а высотой каждая буква должна быть 7,5 см. Не знакомьте ребенка со сложными словами в самом начале обучения. Постарайтесь подобрать такие слова, которые ребенок хорошо знает (мама, папа, дед, можно использовать названия предпочитаемых блюд, одежды, домашних любимцев).

Постарайтесь придерживаться следующей схемы обучения:

  • Набор слов – это группа из 5 слов, объединенных одной темой.
  • Заниматься необходимо по три раза ежедневно.
  • День первый. Продемонстрируйте ребенку один набор слов. Озвучивайте слова четким, ровным голосом. На каждое слово нужно тратить не более 15 секунд. Получается 3 занятий с одним набором слов.
  • День второй. К уже показанному набору слов, добавьте еще один. Получим 6 занятий в день (3 с изученным ранее набором слов, 3 с новым) и два набора слов.
  • День третий. Три набора слов и девять занятий.
  • День четвертый. Четыре набора слов и 12 занятий.
  • День пятый. Пять наборов слов и 15 занятий в течение дня.
  • День шестой. Вы добавляете еще один набор слов, но одновременно с этим из пяти предыдущих наборов исключаете по одному слову.

Придерживаясь такой схемы, вы постоянно будете заменять наборы слов, добавляя каждый раз новое. Сначала демонстрируйте слова, затем словосочетания, а далее можете попробовать демонстрировать целые предложения.

Как научить считать

Взрослые услышав слово «два» представляют себе цифру, а дети мыслят фактами. Они представят две точки, две конфетки, два яблока, но даже и не догадаются соотнести слово «два» с изображением цифры . Именно на эту специфическую для детей черту и опирался Доман, при создании методики. Позволив малышу взаимодействовать с конкретными фактами, а не абстрактными понятиями, вы дадите ему отличный шанс обучиться счету не пересчитывая, определять сколько изображено вещей, узнать об основных математических действиях.

Для обучения счету вам потребуется 100 карточек размером 27*27 см. На карточках в разбросанном виде изображаются красные точки от 1 до 100. Их диаметр не должен превышать 2 см. На занятиях ребенок первоначально освоит понятие «количество», затем понятие «уравнение». После этого можно приступать к обучению решать задачи. Только потом по Доману можно познакомить ребенка с графическим изображением чисел, понятием «цифра». В последнюю очередь приступайте к решению цифровых уравнений.

Принцип обучения математике схож с обучением чтению. Только вначале занятий необходимо уделить достаточно внимания набору карточек от 1 до 5, и от 5 до 10.

Знакомить с основными действиями нужно также с помощью точек. Например, при обучении вычитанию 2 из 3, проговаривая действие (три минус два равно один) продемонстрируйте соответствующие карточки с тремя точками, знаком «минус», двумя точками, знаком «равно», одной точкой.

Даже за полминуты можно многому научить

В сравнение человеческому мозгу, Глен Доман ставит совершеннейший компьютер, который подводит итоги исходя из фактов. Он считает, что абсолютно бесполезно что-то долго объяснять ребенку и ждать от него потом умных мыслей и верных решений о совершаемых поступках. Ребенку необходимо предоставлять точную, доступную, четкую информацию. Для пояснения сказанного он приводит следующий пример.

Глядя на собаку, ребенок интересуется у вас о ней. Что вы можете сделать:

  • отмахнуться от него со словами: «Отстань, мне некогда»;
  • сообщить крохе: «Это гав-гав»;
  • коротко ответить: «Это собака»;
  • сказать: «Это собака породы сенбернар»;
  • продемонстрировать картинки с собаками;
  • показать картинки с различными породами собак и сказать: «Смотри, здесь везде изображены животные, которых называют собаки, но они могут быть разными. Есть пудель, немецкая овчарка, доберман, чау-чау, такса» и т.д.

Из последнего ответа малыш сможет сам сделать маленькое открытие для себя, поняв, что у всех собак есть общие черты – это количество лап, наличие хвоста, шерсти, но при этом они могут различаться по окрасу, размеру, длине шерсти, хвоста, форме ушей и пр. Таким образом, всего за полминуты ребенок сможет совершить огромную интеллектуальную работу и ускорить деятельность мозга.

Получение энциклопедических знаний

Если следовать Доману, то надо понимать, что целью жизни человека является получение многосторонних знаний об окружающем мире. Объяснения и разъяснения для детей не принесут никакой пользы, их мозг способен воспринимать только факты.

Для того, чтобы обучение по карточкам давало ребенку поистине энциклопедические знания необходимо чтобы:

  • все детали на карточках было видно отчетливо;
  • на каждой карточке был изображен только один предмет;
  • все изображенные предметы имели название;
  • ребенку этот предмет ранее был незнаком;
  • карточки были достаточно большие (28*28 см);
  • карточки были чистые.

Заниматься с карточками необходимо в среднем по 30 секунд.

Отрицательные моменты

Казалось бы, все в методике Домана изложено понятно, доступно, четко и логично. Однако, как и в любой другой методике, у нее есть свои отрицательные моменты.

  • Ребенку мало только знать факты, он должен уметь применять их в жизни, пользоваться ими. Иначе вся информация, которую он получает, будет просто хламом в его голове.
  • Большая нагрузка на мозг малыша может привести к негативным последствиям в виде психических расстройств, перепадов настроения, отсутствия аппетита, проблем в общении, повышенной тревожности, ранимости, чувствительности.
  • Необходимо, чтобы обучение соответствовало возрасту ребенка. Если малыш видит собаку, то он соотнесет ее образ со словом «собака», а по Доману это слово у него будет вызывать ассоциацию с карточкой. К примеру, увидев жирафа или слона в действительности, кроха может их просто не узнать.
  • Пассивность ребенка, отсутствие творческих и созидательных моментов в обучении. Ребенок не учится самостоятельно находить информацию, любознательность притупляется.
  • Малышу практически не остается времени для общения с друзьями, игры. Не уделяется внимание эстетическому, эмоциональному, нравственному развитию. Родители очень много времени проводят в подготовке к занятиям: делают карточки, рассортировывают, подбирают подходящие и т.д.
  • Задействуются не все органы чувств. Нет тактильного развития, не используется обоняние и вкусовые рецепторы.
  • Механическое запоминание слов при обучении чтению. Если ребенку в тексте встретятся незнакомые слова, он не сможет его прочитать и понять смысл прочитанного.
  • Согласно методике, необходимо сопровождать читаемый текст показом картинок. Ребенку в дальнейшем будет тяжело научиться читать тексты без иллюстраций, он с трудом будет понимать прочитанное. Все это может привести к отсутствию у малыша желания заниматься тем, что ему неинтересно или плохо получается.
  • Отсутствие активной игровой деятельности, в которой ребенку проще всего усвоить новую информацию.

Заключение

Методика Глена Домана может очень помочь родителям в развитии их детей и даже вырастить гениев и вундеркиндов. Однако необходимо учитывать возрастные возможности вашего малыша, подходить к занятиям грамотно, следить за состоянием здоровья ребенка, учитывать его индивидуальные возможности. Нельзя заставлять ребенка заниматься. Лучше всего проводить комплексные занятия в игровой форме и не забывать хвалить и поощрять за каждое, пусть даже маленькое достижение.

Н. Жукова

Методика Глена Домана является одной из наиболее известных с интеллектуальной и физической точки зрения. Глен Доман, американский врач-нейрофизиолог, утверждал, что в каждом ребенке скрывается большой потенциал, способный максимально развиться, открывая перед ребенком неограниченные возможности в дальнейшем. К такому выводу автор методики пришел после детального изучения особенностей развития детей.

Принципы обучения по методике Домана

  • Обучение следует начинать как можно раньше. Чем ребенок младше, тем легче его научить чему-либо.
  • Непременно нужно хвалить кроху и радоваться его успехам.
  • Необходимо доверять своему ребенку и уважать его как личность.
  • Процесс обучения должен приносить удовольствие
  • Для обучения должна быть создана подходящая обстановка
  • Необходимо закончить занятие прежде, чем ребенок этого захочет сам
  • Нужно как можно чаще вводить новый учебный материал
  • Быть последовательными, организованными, занятия проводить регулярно
  • Знания ребенка проверять не нужно
  • Учебные материалы нужно готовить тщательно и заранее
  • Если ребенку или вам стало неинтересно, занятие следует прекратить

Физическое развитие ребенка согласно методу

Раннему физическому развитию ребенка в методике Домана уделяется значительное внимание, поскольку автор убежден, что оно непосредственным образом связано с развитием малыша.

Ребенку с младенчества необходимо предоставить свободу движения, поощрять его естественные потребности в плавании, хождении, хватании, ползании. Эти потребности заложены в детях природой, их нужно развивать, чтобы в дальнейшем ребенку не пришлось учиться ходить, ползать и плавать заново. Сохраняя детские рефлексы, родители предоставляют малышу возможность вести активный образ жизни, «умнея» и «взрослея» раньше ровесников. Следовательно, необходимо обеспечить условия для физического стимулирования крохи.

Младенца помещают в специальный трек для ползания, который располагается под небольшим уклоном. Малыш располагается между бортиками этого трека, так стимулируется врожденный рефлекс, благодаря которому он выбрался из маминого живота. По треку ребеночек способен проползать достаточно приличные расстояния. Автор методики рекомендует, чтобы младенец проводил в треке ежедневно по 3-4 часа, причем одежды на ребенке должен быть минимум. Лучше, чтобы поверхность трека была гладкой, без одеял или мягких матрасов. Если грамотно все организовать, то к четырем месяцам ребеночек уже начнет ползать на четвереньках.

Также в методике делается акцент на развитии чувства равновесия и баланса (крутить и вертеть кроху), на преодолении преград (различные валики на полу), помощи ребенку в .

Доман выделяет семь стадий в развитии ребенка от рождения до семилетнего возраста, эти этапы соответствуют периодам созревания мозга. На первом этапе слух, зрение, мануальные навыки и движения управляются верхними отделами спинного мозга, на последнем этапе – верхними отделами коры головного мозга. Каждый новый уровень, развиваясь, вытесняет предыдущий и начинает контролировать различные функции. Переход от одного этапа к другому сопровождается, согласно методике, массой определенных движений. Обычный малыш, с которым не занимаются специально, проходит эти стадии за шесть с половиной лет, но, если действовать согласно методике Домана, их можно пройти за три с половиной года!

У вас есть 30 секунд: чему вы успеете научить ребенка?

Глен Доман сравнивает человеческий мозг с самым совершенным компьютером, который извлекает тем больше выводов, чем больше знает фактов. Не стоит забивать голову ребенка ерундой, напрасно ожидая затем от него грамотных поступков и умных высказываний. Необходимо обеспечивать малыша отчетливой, точной, понятной информацией. Приводится следующий пример.

Представьте, что ребенок увидел собаку и подошел к вам поинтересоваться насчет нее. У вас есть следующие варианты действий:

  • Сказать: «Отстань, мне некогда»
  • Сказать: «Это гав-гав»
  • Сказать: «Это собака»
  • Сказать: «Это собака породы сенбернар»
  • Показать ребенку картинки с собаками
  • Показать картинки с собаками и сказать: «Посмотри, малыш, на всех этих картинках изображены животные, которые называются собаками, здесь есть разные собаки – пудель, немецкая овчарка, боксер, болонка, спаниель, колли, чау-чау, ротвейлер, доберман, лабрадор».

Доман утверждает, что последний вариант поможет ребенку самостоятельно сделать выводы о том, что у всех собак есть лапы, хвост, шерсть, но они могут иметь разный рост, размер, окрас, форму ушей, длину хвоста и т.д. Так за 30 секунд развитие детского мозга значительно ускорится.

Как научить малыша читать (по методу Домана)

Ребенок видит написанные слова, но их значения не понимает. Если ребенок будет одновременно видеть и слышать написанное слово, то мозг механически его запомнит, интерпретировав полученную информацию. Так с течением времени законы чтения станут понятные ребенку по таким же принципам, по каким ему стала понятна устная речь. Глен Доман убежден, что с шестимесячного возраста можно начинать .

Для этого применяются карточки 10х50 см, на них написаны красные печатные буквы, высота букв составляет 7,5 см, толщина шрифта составляет 1,5 см. Для начала должны быть подобраны хорошо известные ребенку слова (названия членов семьи, одежды, игрушек, частей тела, любимых блюд). Можно придерживаться следующей программы.

В первый день показывать ребенку 5 карточек (по 5-10 секунд каждую) и внятно произносить написанные на них слова («мама», «папа», «бабушка»). На этом занятие должно быть окончено. В награду малыш получит объятия и поцелуи. В течение первого дня необходимо эти же карточки показать еще дважды.

На второй день вчерашние карточки повторить и добавить к ним 5 новых. У малыша, таким образом, будет шесть коротеньких занятий, 3 занятия по старым карточкам и 3 по новым.

На третий день добавляется еще 5 карточек – имеем 9 занятий в результате.

К пятому дню вы доходите до 25 карточек и 15 занятий. На шестой день добавляются пять новых карточек, но в изученных комплектах вы убираете по одному слову.

Как обучить ребенка счету по этой методике

Когда мы говорим «два», ребенок представляет две точки, а взрослый – цифру. То есть, согласно Доману, ребенок мыслит фактами. Предоставив малышу такие факты, взрослые дадут ему возможность определять количество предметов сразу, без пересчета, а также познакомиться с базовыми математическими правилами – сложением, вычитанием, умножением, делением. Для обучения ребенка счету используются карточки в количестве 100 штук, размер каждой – 27х27 см. На каждой карточке изображены точки в хаотичном порядке (от 1 до 100), диаметр точек – чуть менее 2 см.

Математические карточки демонстрируются по тем же принципам, что и карточки для чтения. Только на начальном этапе используются лишь два набора (точки от 1 до 5 и от 6 до 10). На первом этапе обучения ребенок осваивает понятие «количество», на втором – «уравнение», на третьем решает задачи, на четвертом осваивает понятие «цифра» и запоминает цифры, на пятом этапе малыш знакомится с цифровыми уравнениями.

Получение энциклопедических знаний

Согласно Глену Доману, приобретение разносторонних знаний о мире, который нас окружает – это и есть цель человеческой жизни. Не нужно ничего объяснять и разъяснять детям, их мозг может воспринимать только факты. Чтобы карточки давали малышу действительно энциклопедические знания, они должны отвечать определенным требованиям:

  • Детали изображения отчетливо видны
  • На одной карточке – один предмет
  • Предмет имеет специальное название
  • Это незнакомый ребенку предмет
  • Размер карточки – 28х28 см, то есть она достаточно большая
  • Карточка чистая

Каждое занятие с карточками должно продолжаться примерно 30 секунд.

Разделы знаний согласно методике Домана


Спорные моменты в направлении

Несмотря на то, что в книгах Домана все изложено заманчиво, логично и понятно, методика имеет и спорные моменты, вокруг которых по сей день разворачиваются научные дебаты.