Меню

Что делать если новорожденный орет как успокоить. Как успокоить ребенка, когда он плачет: практические рекомендации

На заметку

Совершенствуем ночной сон ребенка

Darcia Narvaez , https://www.psychologytoday.com/blog/moral-landscapes

"Мой малыш счастлив и спокоен только у меня на руках, стоит мне отложить его, он начинает плакать" .

"По ночам малыш просыпается каждый час, у меня уже просто нет сил ".

Подобные жалобы часто звучат из уст молодых родителей .

Большинство детей пробуждаются ночью и ожидают от родителей помощь в успокоении. По мере роста младенца сокращается количество его пробуждений в течение ночи и снижается потребность в получении помощи для погружения обратно в сон, но все это сохраняется в течение еще достаточно продолжительного периода времени. Недавнее исследование Weinraub et al. 2012 подтверждает, что ночные пробуждения являются нормой для младенцев . 66% малышей 6-месячного возраста просыпаются ночью, по крайней мере, один или два раза в неделю, а остальные - еще чаще. Некоторые дети в возрасте 12 месяцев могут плакать при пробуждении, даже если в предыдущие ночи они спокойно погружались обратно в сон.

Легкое погружение обратно в сон при помощи взрослого - одна из существенных ценностей для наших малышей, а также важная задача для родителей, нуждающихся в отдыхе. Взрослые, которые пытаются успокоить своих детей, могут получить ощутимую поддержку, опираясь на науку об уходе за малышом в ночное время. Она раскрывает важные знания об успокоении младенцев и рассказывает о том, почему определенные способы помогут в этом с наибольшей степенью вероятности.

Что важно знать об успокоении?

· Присутствие взрослого помогает успокоиться детям, пробуждающимся в плохом настроении. Младенцы (особенно в первые месяцы жизни) еще не способны регулировать свои эмоциональные состояния. Это одна из причин, почему в первые 2-3 месяца жизни эпизоды плача имеют тенденцию к учащению, а затем их частота снижается. Малыши могут плакать или беспокоиться по многим причинам, в том числе от голода, боли или других дискомфортных состояний, а, порой, просто в связи с потребностью в физическом контакте. Например, ношение ребенка на руках в течение 3-4 часов в день снижает общую продолжительность плача/беспокойного поведения младенца в возрасте 6 недель на 43% (Hunziker&Barr, 1988).

Беспокойство и плач - наиболее важные средства, с помощью которых ребенок может выражать свои потребности и желания. Нам не всегда удается определить конкретную причину такого поведения, но проявление видимых и слышимых признаков страдания, бесспорно, является важнейшей защитной и адаптивной функцией младенцев. Успокоение расстроенного малыша зависит от сенсорной информации, исходящей от заботящегося о нем взрослого - прикосновения, успокаивающий голос, запах, визуальный контакт, кормление грудью. Именно так это было задумано природой. Дети рассчитывают на тех, кто о них заботится: чтобы их успокоили и помогли справиться с другими факторами, расстраивающими или причиняющими им дискомфорт, например, боль, голод, или какое-то физическое или эмоциональное состояние, которое мы не можем точно определить. Присутствие взрослого и внимание к младенцу в момент его пробуждения и плача помогают ему быстрее погрузиться обратно в сон (Mao, Burnham, Goodlin-Jones, Gaylor, &Anders, 2004).

· Младенец учится самоуспокоению, получая помощь в успокоении извне. Взрослый содействует развитию способности - физиологически и эмоционально - самому себя успокаивать, помогая малышу успокоиться, не игнорируя его страдания. Это важнейшая помощь родителей детям (Davidov&Grusec, 2006; Stifter&Spinrad, 2002). Родители часто сомневаются в необходимости своего присутствия рядом с плачущим малышом, опасаясь, что это помешает развитию способности ребенка самостоятельно справляться со стрессом. Но следование такому подходу становится причиной повышенного беспокойства ребенка, он "липнет" к родителям, не отпуская их от себя ни на шаг. стресса и продолжительность периода бодрствования младенца. Это нисколько не способствует самостоятельному эмоциональному или физическому регулированию страданий и реакций ребенка. Напротив, для того, чтобы научиться спать, малышу необходимо заботливое руководящее участие родителей. Такие взаимоотношения помогают формированию у ребенка психической устойчивости и способности к саморегулированию, в случае возникновения проблем он сможет успокоить себя сам.

· Понимание причин проявления более сильного беспокойства у одних детей по сравнению с другими. Беспокойство после пробуждения является абсолютно нормальным поведением. Младенцы, испытывающие стресс, требуют внимания к себе, чтобы получить помощь в восстановлении чувства безопасности. Однако важно понимать, что способы оказания такой помощи для разных детей могут варьироваться. Поскольку некоторые младенцы плачут мало или не очень сильно, многие люди склонны ожидать такое же поведение от всех детей. Но малыши значительно отличаются друг от друга с точки зрения частоты и силы плача. Эти различия обусловлены многими факторами, включая темперамент, впечатления, ощущения и физиологическую зрелость. Таким образом, степень и продолжительность необходимости во внешнем регулировании (успокоении) варьируется для разных детей. Обеспечение внешнего регулирования для младенцев, которые чувствуют себя менее защищенными и, следовательно, более подвержены стрессу, на самом деле помогает , а не мешает им. Это способствует построению нервных проводящих путей, которые в конечном счете позволяют малышам самостоятельно справляться со стрессом и успокаивать себя (Cassidy, 1994; Stifter&Spinrad, 2002).

· Понимание и отслеживание момента, когда пробуждения становятся проблемой. Пробуждения являются нормальной составляющей детского сна и варьируются в зависимости от нескольких младенческих факторов:

1) способ кормления (грудь или бутылочка),

2) возраст,

3) отклонения в развитии,

4) индивидуальный уровень зрелости.

Ориентируясь на эти условия, каждой семье необходимо понимать, являются ли пробуждения проблемой для семьи. Пробуждения нельзя считать проблемой только лишь потому, что они происходят . Мнение о том, что пробуждения являются причиной "трудностей со сном", искажает актуальные знания о детском сне. Мы знаем, что несколько пробуждений во время ночного сна являются нормой для младенцев, особенно на грудном вскармливании. И, учитывая неврологическую незрелость человеческих младенцев при рождении, пробуждения служат основным защитным механизмом от опасности апноэ и обеспечивают насыщение организма кислородом. Кроме того, переходные и более продолжительные пробуждения помогают справиться с сердечно-легочными проблемами во время сна и восстановить естественный ритм сердцебиения (Mosko et al 1997a). Первые исследования синдрома внезапной детской смерти (СВДС) показали, что младенцы, которые чаще просыпаются ночью, менее подвержены риску смерти от СВДС, чем те, которые просыпаются значительно реже (см. обзор McKenna 1995 and Mosko et al 1997a and b).

К моменту, когда ребенок перерастает период основного риска СВДС, цикличность его пробуждений и снов приобретает более систематический характер, исследования показывают, что многие дети продолжают просыпаться ночью (Weinraubetal., 2012). Даже тогда ночные пробуждения целесообразно рассматривать как семейную проблему, а не "проблему со сном" ребенка. Если взрослого устраивают пробуждения годовалого ребенка 2 и более раз в течение ночи, проблемы нет!

Подведем итог: Плач при пробуждении является абсолютно нормальным поведением. Помощь плачущему младенцу в успокоении и утешении поддерживает развитие его способности к самостоятельному успокоению в будущем.

Естественные способы успокоения малыша

Первые 3 месяца жизни многим известны как "четвертый триместр беременности" , когда малышу необходима . Некоторые новорожденные легко адаптируются к новым условиям жизни, другие - сложнее. Многие способы, которыми родители инстинктивно пользуются для успокоения своих малышей, фактически воссоздают приятные, знакомые ощущения, ставшие привычными для ребенка за время его пребывания в утробе матери. Эти методы действительно хорошо работают для всех детей.

Воссоздание движения. Матка - пространство, находящееся в постоянном движении, поэтому танец, покачивания из стороны в сторону, быстрая ходьба, тряская езда на автомобиле, как правило, помогают малышам успокоиться.

В каких случаях не следует спать вместе с ребенком. Важно, чтобы родители воздерживались от совместного сна, если они не кормят грудью, а также, разумеется, если кто-либо из родителей находится под воздействием , наркотиков или того, что может нарушить естественность процесса возбуждения-торможения нервной системы. Дети должны спать на другой поверхности рядом с кроватью родителей, если:

1) взрослые, спящие рядом, чрезмерно сонливы,

2) есть вероятность, что маленькие дети будут искать способ и возможность попасть в кровать к родителям,

3) в кровати находится взрослый, который отказывается брать на себя ответственность за ребенка.

Следует избегать совместного сна в случае, если во время беременности, поскольку у младенца могут быть нарушены ритмы пробуждения, и это помешает эффективному обеспечению его максимальной безопасности в условиях совместного сна. То же самое справедливо и для маленьких недоношенных детей. Для них наиболее безопасной считается организация сна в приставной кроватке, а не в общей постели. И, наконец, весьма рискованно спать с младенцем на кушетке, диване или в кресле. Известно много случаев, когда дети задохнулись, оказавшись зажатыми между взрослым и какой-либо деталью мебели. Во всех вышеперечисленных случаях совместный сон на разных спальных поверхностях в одной комнате является более целесообразным вариантом, чем совместный сон в общей кровати.

Важный момент: где бы ни спал ребенок, он всегда должен лежать на спине. Более того, необходимо обеспечить расположение малыша вдали от мягкого постельного белья, подушек или игрушек, таким образом, чтобы ничто не препятствовало дыханию, и его голова не была покрыта какими-либо предметами, независимо от того, спит ли он рядом с родителями или отдельно от них.

Больше информации о безопасном совместном сне можно найти (и далее по ссылкам в конце статьи).

Грудное вскармливание. В дополнение к другим преимуществам грудного вскармливания для здоровья и когнитивного развития ребенка, оно является прекрасным способом успокоения. Кормление грудью обеспечивает контакт кожа к коже и тепло, удобно и выгодно для родителей, облегчая управление пробуждениями и помогая снизить депрессии (Fergerson, Jamieson, &Lindsay, 2002). Кроме того, матери, кормящие исключительно грудью, на самом деле больше спят и меньше устают в течение дня, по сравнению с теми, кто кормит исключительно искусственным питанием или смешанно (Kendall-Tackett, Cong, &Hale, 2011 ).

Прислушивайтесь к ребенку и доверяйте своим инстинктам. Младенцы прекрасно умеют общаться, а взрослые, как правило, мастерски подбирают наилучший способ реагирования. Умение укачивать ребенка или разговаривать с ним мягко и нежно заложено в нас от природы. Таким образом, успокоить малыша поможет внимательное отношение к нему и к своим чувствам. Родителям нужно научиться прислушиваться к себе и беречь безопасность и здоровье младенцев. Если ребенок плачет, находясь на руках у родителей, можно подобрать для него более комфортное положение, но не оставлять малыша одного. Если взрослый неподвижен, возможно, нужно начать двигаться; если уже находится в движении - попробовать начать укачивать. Доверяйте своим инстинктам, они подскажут наилучший способ для установления контакта с ребенком.

Примечание для родителей: Существует только один знаток вашего малыша - это вы. Иногда вы сможете легко найти способ успокоить ребенка; временами вам будет казаться, что способы, которые помогали раньше, перестали работать. Однако терпеливое отношение к ребенку и к себе самому поможет вам обоим учиться преодолевать трудности и совершенствоваться.

Что делать, если ритуалы продолжают вызывать стресс?

Возможно, пора что-то менять, если взрослый начинает задумываться: "Я уже достаточно долго утешаю малыша по ночам... Что можно предпринять, чтобы хотя бы иногда ночной сон был непрерывным?"

Да, отчасти эти изменения приходят со временем - как показало недавнее исследование Weinraub, у каждого малыша свои сроки. Есть и некоторые способы, которые родители могут использовать для мягкого продвижения в желаемом направлении вместе с ребенком. Мы поделимся некоторыми вариантами помощи детям для снижения потребности во внимании к ним в ночное время, если именно это необходимо для семейного благополучия. Данные подходы основаны на важнейших действиях для успокоения, описанных в настоящей статье:

· Прислушивайтесь, присматривайтесь к сигналам малыша;

· Обеспечьте малыша заботой и поддержкой;

· Помогайте малышу учиться самоуспокоению.

Библиография / Ссылки *

Cassidy, J. (1994). Emotion regulation : Influences of attachment relationships. Monographs of the Society for Research in Child Development , 59, 228-283.

Davidov, M. &Grusec, J.E. (2006). Untangling the links of parental responsiveness to distress and warmth to child outcomes.Child Development, 77, 44-58.

Fergerson, S.S., Jamieson, D.J., & Lindsay, M. (2002). Diagnosing postpartum depression: can we do better?American Journal of Obstetrics and Gynecology , 186, 899-902.

Hunziker, U.A., & Barr, R.G. (1986). Increased carrying reduces infant crying: A randomized controlled trial.Pediatrics, 77, 641-648.ftp://urstm.com/CharestJ/Articles.pdf/Hunziker%20U%201986.pdf

Kendall-Tackett, K.A., Cong, Z., & Hale, T.W. (2011). The effect of feeding method on sleep duration, maternal well-being, and postpartum depression. ClinicalLactation, 2(2), 22-26.

Mao, A., Burnham, M.M., Goodlin-Jones, B.L., Gaylor, E.E., & Anders T.F. (2004). A comparison of the sleep-wake patterns of cosleeping and solitary-sleeping infants.Child Psychiatry and Human Development, 35, 95-105.

McKenna, J.J. (1995).The Potential Benefits of Infant-Parent Co-Sleeping in Relation to SIDS Prevention , by In Torliey O. Rognum, Ed., SIDS in the 90s. Scandinavian Press, 1995.

Evolution and the Sudden Infant Death Syndrome (SIDS) Part II: Why Human Infants? Human Nature 1 (2).

McKenna, J.J., &Mosko, S. (1990).Evolution and the Sudden Infant Death Syndrome (SIDS), Part III: Parent-Infant Co-sleeping and Infant Arousal , Human Nature: 1(2).

McKenna, J.J., &Mosko, S. (2001).Mother-Infant Cosleeping: Toward a New Scientific Beginning , in R. Byard and H. Krous, eds., Sudden Infant Death Syndrome: Puzzles, Problems and Possibilities. London: Arnold Publishers.

Infant Arousals During Mother-Infant Bed Sharing: Implications for Infant Sleep and SIDS Research , Pediatrics 100 (2): 841-849.

Mosko, S., Richard, C., & McKenna, J. (1997).Maternal Sleep and Arousals During Bedsharing with Infants , Sleep 201(2): 142-150.

Stifter, C.A. &Spinrad, T.L. (2002). The effect of excessive crying on the development of emotion regulation.Infancy, 3, 133-152.

Weinraub, M., Bender, R.H., Friedman, S.L., Susman, E.J., Knoke, B., Bradley, R., Houts, R., Williams, J. (2012). Patterns ofdevelopmental change in infants’ nighttime sleep awakenings from 6 through 36 months of age. Developmental Psychology, 48, 1501-1528.

*Примечание: Многие ссылки доступны для скачивания в виде статей и в разделе FAQ на сайте www.cosleeping.nd.edu , где представлена детальная информация о безопасности совместного сна и обсуждаются противоречивые мнения по этой теме.

Первые месяцы жизни ребенок адаптируется к новым условиям. Это сложный период, поэтому позитивный настрой и комфортные условия благоприятно отразятся на психологическом состоянии семьи.

Любой плач ребенка вызывает тревогу у мамочек. Постепенно мама чувствует, что волнует младенца и старается ему помочь. Пока ребенок и мама начинают друг друга узнавать, необходимо выяснить причины плача.

Причины плача ребенка

Все причины расстройства младенца сложно воспринимать в первые недели и месяцы. Со временем ребенок будет четче проявлять эмоции, а мама лучше его понимать, устраняя беспокойство.

Чувство голода

Часто ребенок кричит громко и не может успокоиться даже на руках. Пытается взять свой кулачок в ротик, во время истерики не сразу берет грудь или бутылочку.

Истинная причина в голоде. Чуть успокоившись, он с удовольствием начнет принимать еду.

Требуется контакт с мамой и грудь для успокоения

В этом случае ребенок нуждается в тесном контакте с мамой. Для ребенка требуется создать условия, максимально приближенные к жизни в животе. Тесное пространство, тепло и грудь. Спасает в такой ситуации тугое пеленание. Ребенок быстро успокаивается и засыпает.

Мокрые пеленки или подгузник

Скорее вы услышите назойливые жалобные крики. Просто проверьте подгузник или смените пеленку.

Болит животик – метеоризм

Эти крики резкие, пронзительные, с большой тревогой. Заставляют впечатлительных родителей сопереживать малышу. Главное, не поддаться панике и решить проблему.

До трех месяцев такой плач может заставить поволноваться родителей. Все из-за незрелой пищеварительной системы. Считается, что мальчики страдают чаще девочек.

Жарко или холодно

Следите за температурой и влажностью. Если вам холодно или жарко - это не значит, что ребенок чувствует то же самое. Определите комфортную для него температуру и правильно подбирайте одежду как дома, так и на прогулке.

Необходимость опорожнить кишечник

Плачущего ребенка вы застанете с поджатыми ножками. Скорее всего, ему нужно освободить животик. Вы можете помочь массажем или легко похлопать по попке. Рецепторы передают сигнал в мозг и скоро ребенок легко опорожнится.

Сонливость

Плач прерывистый. Успокоить новорожденного можно, качая на руках, лежа на кровати, в слинге, в коляске - любым привычным способом мамы.

10 способов успокоить ребенка

Прежде всего, успокойтесь сами. «Трезвый» ум пойдет только на пользу. Ребенок чувствует состояние матери, поэтому нужно быть уверенной в своих силах.

Приложите к груди

Близость с материнским теплом успокаивает, поэтому приложите ребенка к груди. Если малыш голоден - он поест. Если ребенку тревожно - он успокоится. Носите ребенка на боку. Удобнее это делать папам, так как у них рука больше. Найдите положение, при котором малыш успокаивается, и дома станет спокойно.

Туго запеленайте

Это позволяет ребенку принять форму, в которой он жил в утробе. Его не пугают вздрагивающие ручки и ножки, в пеленке ему тепло. Положите младенца в позу эмбриона - на бочок. Не стремитесь укладывать ребенка на спину, затылочная часть получает дискомфорт. В позе эмбриона ребенок чувствует себя спокойно. Лежание на левом и правом боку позволяет малышу быстрее адаптироваться в новых условиях. И вестибулярный аппарат с первых дней приведен в движение, пусть и незначительно.

Создайте комфорт при купании

Если ребенок плачет во время купания - не стремитесь насильно его мыть. Создайте комфортную температуру воды. Внутри мамы он находился в воде при 36-37°С. Воду в ванночке не стоить делать горячее. Если дело не в воде - отложите процедуру до следующего раза.

Консультанты по уходу за новорожденными советуют применять купание в раковине. Необходимо набрать воду в раковину, а младенца в пеленке завернуть в махровое полотенце. Пусть папа постепенно погружает ребенка в воду. Полотенце медленно намокает, и малыш постепенно чувствует тепло воды. Вы заметите, что ребенок спокоен. После погружения в воду можно разворачивать полотенце, а затем пеленку. Дальше по стандартной схеме помыть кроху и завернуть в сухое полотенце, приложить к груди.

Дайте укропную воду

Создайте белый шум

Находясь в животе мамы, ребенок привык слушать разные звуки: стук сердца, урчание, звуки, окружающие маму снаружи. Не стремитесь создавать идеальную тишину при слезах крохи. Включите пылесос или фен - ребенок успокоится, при этом вы его не напугаете.

Укачивайте

Педиатр Харви Карп советует покачивать младенца. Необходимо положить ребенка головой на ваши ладони. Медленно начните покачивать. Харви Карп утверждает, что такое состояние малыш испытывал в матке, и навредить ему невозможно.

Проверьте затылок ребенка

Если она горячая, измерьте температуру и снимите часть одежды. Если холодная - наденьте дополнительную распашонку на малыша. Таким же способом можете проверить ножки. Холодные ступни не показатель того, что ребенок замерз. Проверьте икры малыша: если не слишком прохладные, то утеплять не стоит. В противном случае наденьте дополнительные пинетки.

Используйте погремушки

Используйте отвлекающие маневры. Почитайте стихи, спойте песню разной интонацией, возьмите погремушку. Включите классическую музыку.

Обратитесь к остеопату

Если плач случается во время кормления, преимущественно на одной стороне - возможно дело в шейном отделе позвоночника. Так как косточки хрупкие, может произойти смещение, которое незаметно, но остро воспринимается ребенком. При таких симптомах обратитесь к остеопату.

Катайте в коляске

Катание в коляске, ношение в слинге, которое напоминает утробу матери, может успокоить малыша за считанные минуты.

Что нельзя делать

Долгий плач может вывести маму из себя. Постарайтесь не терять самообладания. Если дома есть кто-то кроме вас - поменяйтесь ролями. Вам нужно отдохнуть.

Нельзя резко бросать ребенка, даже на мягкую кровать, неокрепший позвоночник можно легко повредить. Не кричите, не злитесь - ребенок чувствует ваше настроение. Если не уверены в чем причина плача - не торопитесь давать ему лекарства - положение может усугубиться. Не оставляйте малыша одного, к его проблеме добавится состояние одиночества. В этом случае он точно не успокоится.

Стремитесь понять ребенка, дарите любовь и тепло. Если в первые дни вам сложно, вскоре вы научитесь понимать ребенка и быстро устранять причины плача.

После года малыши становятся очень капризными. Одни при этом проверяют границы дозволенного, другие утверждают свою территорию и власть, третьи… У каждого каприза есть причина, но не всегда мы можем ее вовремя обнаружить и устранить. Как успокоить ребенка в такой момент? Как предотвратить бесконечные капризы в будущем? Ответ зависит от каждой конкретной ситуации.

Каприз или истерика?

Итак, ситуация уже «состоялась»: кроха раскапризничался. Он плачет, злится, канючит, бросает игрушки, протестует, а возможно, даже заходится плачем, бьется головой об стену или об пол, непроизвольно выгибается. Родителям еще предстоит разобраться в причинах, вызывающих подобное поведение малыша (а оно всегда является выражением каких-то его внутренних страданий), и мы займемся этим немного позже.

Сейчас главное – правильно отреагировать на детские слезы и успокоить кроху.

Чтобы это сделать, важно разграничить два понятия: каприз и истерика. По внешним проявлениям они могут быть похожими:

  • ребенок сильно плачет, долго не успокаивается;
  • может громко кричать, привлекая внимание окружающих;
  • часто малыш падает на пол и бьется головой или ногами об пол;
  • не слушает увещеваний взрослых;
  • выражает явный протест против всех действий родителей.

Однако каприз от истерики отличается тем, что во втором случае малыш теряет контроль над своими действиями, может дойти до изнеможения, даже до судорог. В этот момент он не отдает себе отчета в своих действиях, его нервная система ему не подвластна. Во время истерики ребенок не слышит, что говорят ему взрослые, и не может отреагировать на слова. Как правило, истерика начинается с легкого каприза, когда кроха проявляет осознанное непослушание, но постепенно разрастается до неуправляемого состояния.

Успокаиваем капризулю

При первых проявлениях капризов нужно попытаться отвлечь внимание крохи на что-то более интересное. В 2 года этот прием все еще довольно эффективен. Если это не помогает, родителям важно сохранять спокойствие и самообладание, не проявлять никакой реакции на происходящее (хотя порой это ох как непросто). Иначе истерика пройдет, а ощущение того, что с ее помощью можно добиться желаемого, у ребенка останется, ведь когда он плачет, но еще не истерит, он внимательно наблюдает за тем, у кого какую реакцию вызывает его «концерт». Если мама выстояла, но дрогнула бабушка – в дальнейшем кроха будет самоутверждаться за ее счет.

Каприз гораздо проще предотвратить, чем потом остановить. Можно попытаться предложить малышу альтернативу того, из-за чего он начал хныкать (мы не можем сейчас купить тебе этот самолетик, но можем дома собрать его из твоего конструктора), либо развеселить неожиданной шуткой, веселой песенкой. В общем – переключить. Иногда успокоение после таких мер наступает довольно быстро.

Когда истерика все же началась – никакой реакции (а тем более негативной) от родителей последовать не должно. Сейчас их цель – избавить расходившегося ребенка от зрителей. Если сцена развернулась дома – можно просто оставить малыша на время одного, занявшись своими делами. Если в людном месте – увести его подальше от людей. Чтобы успокоить кроху, который сам не в состоянии это сделать, его можно посадить лицом к себе на колени, покачать, обнять; дома можно включить музыку, устроить крохе теплую ванну.

В любом случае поговорить с ребенком о проблеме удастся только тогда, когда он полностью успокоится и будет готов слушать и отвечать.

Нельзя делать попытки остановить истерику, кричать на ребенка, угрожать, высмеивать его, дразнить, уступать ему из чувства стыда перед окружающими. Все это даст ребенку бесспорный козырь: спектакль действует!

Если вопреки всем принимаемым мерам истерики повторяются, носят бурный и затяжной характер, имеет смысл показать малыша неврологу.

Чтобы все нормально выспались

Многие дети после года начинают «артачиться» перед сном: не хотят прерывать игры, не хотят расставаться до утра с родными, хотят диктовать свои правила либо просто перевозбудились за день, и теперь нервная система не может успокоиться.

В первых случаях имеют место все те же капризы, в последнем – перенапряжение нервной системы малыша. Но и то, и другое неизбежно приводит к тому, что выспаться не может никто из членов семьи.

Помочь малышу успокоиться перед сном при перевозбуждении можно следующими действиями.

  • Все подвижные, шумные игры и развлечения необходимо прекратить как минимум за полтора часа до сна.
  • Вечернее купание должно проходить без всяких игр и игрушек, в более теплой воде, чем обычно.
  • Расслаблению поможет легкий поглаживающий массаж (около 10-15 минут).
  • Хорошо помогает успокоить детей к ночи добавление успокаивающих трав (череды, лаванды) в воду для купания. Можно положить мешочек с такими травами рядом с крохой на постель либо заварить ему детский успокоительный чай.
  • Соблюдение режима, когда укладывание происходит строго в определенное время, также помогает нервной системе вовремя перестраиваться и лучше справляться с эмоциональными нагрузками.
  • С той же целью важно всегда соблюдать установленные ритуалы перед сном.
  • Можно рассказать крохе спокойную сказку или спеть колыбельную – монотонный голос поможет ему успокоиться и расслабиться.
  • Одними из лучших «успокоительных» для малышей ясельного возраста остаются мамин запах, стук сердца, ощущение ее близости; поэтому можно, например, поставить кроватку крохи рядом со взрослой либо разрешить ему взять с собой в кроватку мамину вещь, игрушку, сделанную руками мамы или купленную ею.
  • Если вечерние капризы, несмотря на все меры, по-прежнему остаются системой, можно сдвинуть время укладывания ребенка минут на 30–40 – возможно, ему просто нужно засыпать немного раньше. Особенно это актуально, если ежедневно к моменту укладывания малыш демонстрирует явные признаки усталости.

Выясняем причины

Когда ребенок полностью успокоится, нужно спокойно и на равных обсудить с ним произошедшее. Не ругая, обвиняя или угрожая – ведь малыш капризничал по причине того, что его нервной системе и так плохо, – а пытаясь выяснить, что вызвало «бунт на корабле».

Ребенок еще довольно мал, чтобы самому внятно и толково рассказать, что происходит. Поэтому проявите максимальное участие, расспрашивайте подробно, задавая много наводящих вопросов. Формулируйте их так, чтобы кроха мог вас понять: ты чувствуешь обиду? тебе страшно? почему? у тебя что-то болит?..

Что может вызвать истерики?

  • Физические страдания. Малыш устал, хочет кушать, спать, перевозбужден, у него что-то болит. Сам он сформулировать это пока не может, а нервная система ищет способ разгрузиться.
  • Дефицит внимания. Например, с крохой мало играют и общаются (родители заняты на работе или по дому), он чувствует себя ненужным, нелюбимым и заброшенным. Такое может случиться и после болезни, если во время недуга ему уделялось максимальное внимание, все прыгали перед ним «на задних лапках», стараясь исполнить любую прихоть, лишь бы ему было легче. И теперь он хочет «продолжения банкета».
  • Желание манипулировать старшими. Это прямое проявление кризиса первого года жизни. Малыш стремится завоевать уважение, заставить взрослых слушаться себя, прощупать границы дозволенного. А порой злоупотребление вниманием взрослых вызвано у крохи чрезмерным проявлением любви окружающих к нему.
  • Бунт против чрезмерной опеки. Малышу в этом возрасте важно утвердиться как самостоятельной личности. А когда ему постоянно «связывают руки» тотальными запретами, это вызывает естественную реакцию – делать назло.
  • Желание добиться чего-то очень важного, в чем родители отказывают по причинам, которые ребенку пока трудно понять (не покупают игрушку или сладость, не пускают гулять и т. д.).
  • Нервная обстановка в семье: постоянные скандалы, крики, слезы, возможно, даже насилие. В таком случае нервная система малыша постоянно испытывает колоссальные нагрузки. Весь мир кажется ему злобным, настроенным против него – такого ненужного и бедного. А лучшая защита, как известно, это нападение, доступная форма которого для маленького ребенка – истерика. На самом же деле это сигнал «SOS!».

Как избежать проблемы в будущем?

Чтобы исправить ситуацию, мало просто выяснить, что вызвало бунт. Важно принять меры для того, чтобы не допустить его повторения. И здесь порой недостаточно только «одного пунктика» – придется многое пересмотреть в семейном укладе, методах воспитания, поведении и т. д. Приведенные ниже советы помогут в этом родителям.

  • Проводите с ребенком как можно больше времени. И не просто «рядом». Общайтесь с ним, как с равным, показывайте свое уважение к его личности и потребностям. Подключайте к своим взрослым делам, позволяйте ему вместе с вами решать, чем заняться. Так малыш будет учиться демократичному поведению, умению находить компромиссы. Чаще играйте с ним: в играх ребенок всегда чувствует себя главным, поэтому они укрепляют его чувство собственной значимости в семье.
  • Не бойтесь выражать свою любовь к крохе: словами, объятиями, заботой, вниманием. Ему очень важно чувствовать себя значимым, любимым, хорошим для вас. Ребенку это нужно для полноценного умственного и физического развития. Не думайте, что так вы вырастите неженку. Наоборот: уверенного в себе, самодостаточного, заботливого, уравновешенного человека.
  • Внимательно подумайте, какая атмосфера окружает ребенка. Постоянные конфликты, агрессия, сцены жестокости (даже не в вашей семье, а где-то во дворе) – все это может выбивать кроху из колеи. Особенно если у него неустойчивая нервная система и он очень впечатлителен. По возможности измените ситуацию.
  • Демонстрируйте ребенку равноправие. Время от времени меняйтесь с малышом ролями: играйте в семью, но возьмите на себя роль ребенка, а ему отдайте роль взрослого. Что произойдет? Кроха будет демонстрировать вам ваше поведение по отношению к нему: вашу манеру воспитания, интонации, систему запретов и т. д. Весьма полезное занятие для взрослого – увидеть себя со стороны глазами собственного ребенка.
  • Выработайте в семье единую систему запретов: то, чего не разрешает папа, не разрешит и мама, и бабушка. Это не даст ребенку простора для «психологических экспериментов». При этом запреты должны иметь для крохи понятную причинно-следственную связь (этого делать нельзя, потому что ты сделаешь себе больно), которая не утверждает ваш тоталитарный авторитет (я сказала – нет!), а дает ребенку представление о рамках разумного и безопасного. Кроме того, всегда важно, чтобы запрет имел альтернативу: это нельзя, но можно то-то. Ребенок должен ощущать, что с его мнением считаются, ему предоставляют свободу выбора.

Самое важное средство от многих детских бед – взаимопонимание с родителями. Если доверительные отношения удастся выстроить, угомонить малыша не составит проблем, да и ему капризничать не придется. Ведь добиваться нечего. Его и так любят, понимают, ценят, поддерживают, прислушиваются к его желаниям, уважают как личность – с ее потребностями и трудностями.

Демократичные отношения, умение выстроить с чадом конструктивный диалог и найти компромисс – непростая наука. Но она дает ребенку главные в его жизни чувства. Он – нужен. Его мнение – важно. Он – хороший. Есть ли для такого ребенка смысл бесконечно истерить?

Многие семьи сталкиваются со значительными трудностями в уходе за малышом после выписки из роддома. На 4-5 день начинает формироваться микрофлора кишечника, что часто сопровождается коликами и вздутием. С переездом из больницы меняется обстановка и рацион мамы - все это отражается на состоянии новорожденного. Он часто плачет, как кажется, без причины, и успокоить его бывает непросто, тем более, что мама и сама чувствует себя не слишком хорошо, ведь весь ее организм и уклад жизни кардинально изменился, а сон стал урывочным.

Чтобы сохранить семейное спокойствие и родительское самообладание, достаточно отрегулировать свой режим дня, спать вместе с крохой. А когда начинается плач - спокойно выяснить причину и задействовать один или несколько действенных способов, речь о которых и пойдет далее.

Как помочь успокоиться малышу в возрасте от 0 до 3 х месяцев?

Прежде всего, не следует забывать, что крик - это единственный сигнал, который младенец может подать взрослым, чтобы призвать их на помощь. Для плача и беспокойства всегда есть причина, перед которой кроха совершенно беспомощен!

В этом возрасте мама и папа должны реагировать на каждый плач новорожденного и подходить к нему в любое время суток. Если оставить его плакать долго, то он будет слишком напряжен длительное время. Он может надорвать пупок или войти в состояние, когда без врачебного вмешательства он уже не сможет успокоиться сам. Если постоянно оставлять его одного, то со временем младенец привыкнет к этому, хотя и не перестанет капризничать, но, к сожалению, утратит свою привязанность к родителям.

Совет
Если в семье есть старшие дети, важно не допустить ревности, помочь полюбить нового члена семьи. Разрешите старшему ребенку заботиться о младшем: погладить по ручке, позвенеть погремушкой, принести бутылочку.

Естественной реакцией старшего ребенка на крик малыша будет желание избавиться от шума или удалиться. Родителям важно терпеливо объяснить детям, что кроха беззащитный, у него болит животик (или другая причина), что он, в самом деле, не может желать кого-то беспокоить назло, что ему больно и страшно. Важно сказать старшим, что, когда они были маленькие, то у них были те же проблемы: они тоже громко плакали, а родители их утешали. Это поможет установить принятие и любовь старших детей. В итоге вы услышите не: «Мама, пусть он замолчит, как он надоел!», а: «Бедненький, у тебя животик болит, держись, у меня тоже так было, а потом прошло, и у тебя пройдет».

Самой лучшей техникой успокаивания малыша от 0 до 3 месяцев является способ, который предложил доктор Харви Карп. Он очень прост и заключается в том, чтобы имитировать для младенца те условия, в которых он находился в утробе матери. Рассмотрим их подробнее.

  1. Сосание . Кроха может просить грудь не только для еды, но и чтобы почувствовать себя в безопасности. Кроме того, еще в животике он постоянно «тренировался» - сосал свой пальчик или кулачок. Соска-пустышка - универсальный и один из самых действенных способов успокоить новорожденного. Однако иногда этого недостаточно, а бывают и малыши, которые выплевывают соску, не признают ее. Приучать насильно не следует (потом все равно отучать), а специалисты по грудному вскармливанию высказываются против применения любых сосок - попробуйте другие способы.
  2. Пеленание . Многие родители сразу после роддома перестают использовать пеленки, и это не совсем верно. Если же грудничок тяжело засыпает или расплакался, хотя сыт и у него ничего не болит, закутывание - действенный способ. Мелькание ручек и ножек пугает многих новорожденных. Кроме того, мамины объятья, как и пеленание напоминает ему место у мамы в животике, где только в первое время можно было поплавать в «бассейне», а потом «квартира» хоть и осталась уютной, но стала все же тесной. Поэтому запеленайте младенца с ручками, плотно, но не туго (чтобы не нарушить кровообращение).
  3. Шипение (привычные еще от бабушек звуки «тсссс» и «ш-ш-шшш»), шум прибоя и белый шум. Эти звуки имитируют те, что слышал кроха все время у мамы в животике. Причем младенцы могут пугаться, скажем звука «шшшш» и успокаиваться под «щщщ» - попробуйте разные варианты.
  4. Удержание в положении на боку и ритмичное покачивание . Чтобы принять правильную позицию, нужно положить малыша вдоль руки так, чтобы его голова поддерживалась сгибом у локтя или лежала на ладони взрослого. Корпус ребенка при этом должен быть слегка наклонен так, чтобы он немного заваливался на живот. После этого кроху нужно начать ритмично качать, но не слишком сильно.

Применять описанные способы можно по одному или вместе. Они точно помогут успокоить новорожденного быстро (если он плачет без причины). Напоследок - еще один совет опытных мам. Внимательно поглядывайте на карапуза и укладывайте спать при первых признаках усталости, тогда он не расплачется и его не нужно будет укачивать. Он умиротворенно засопит под ласковым поглаживанием по спинке и тихой колыбельной.

Причины плача новорожденного

В первые три недели за малышом нужно смотреть особенно внимательно. Его организм адаптируется к новой, агрессивной для него среде, и это тяжелый процесс. Физический контакт с мамой важен - новорожденный рефлекторно подстраивает ритм дыхания под материнский. Он учится дышать ровно и постоянно. Важно это и для частоты ударов сердца.

В первые три месяца здоровый ребенок ест и спит. Если слышен плач, нужно искать причину. Чаще всего это:

  1. Голод. Новорожденный ест каждые 2 часа. К трем месяцам интервал увеличивается до 3 часов. Если кроха просит есть чаще и плохо набирает вес - расцеживайте грудь, либо вводите прикорм смесью.
  2. Колики, вздутие живота, застой кала. Микрофлора и мускулатура кишечника в первые месяцы жизни еще только формируются. Спазмы, колики, вздутие - логичные и частые причины боли и, соответственно, слез. Обязательно держите «столбиклм» после каждого кормления, гладьте животик по часовой стрелке, выкладывайте на животик (как только поджил пупок), сгибайте-разгибайте ножки - это профилактика. Во время колики - поможет тепло (гретая пеленка, теплая грелка, мамино тепло) и ветрогонное («Эспумизан», «Боботик», Саб Симплекс», вода от запаренных укропных семян). Лучший способ - дать ветрогонное, затем маме или папе полулечь на спину и положить малыша к себе, живот-к-животу. Это одновременно физический контакт, согревание и мягкий массаж животика.
  3. Необходимость смены подгузника. Если малыш плачет из-за мокрых пеленок - не ругайтесь, а радуйтесь. Крохи, которые безразличны к этому, чаще страдают опрелостями, которые опасны инфекцией.
  4. Дискомфорт. Чаще всего малыши плачут, если им жарко или холодно, им мешают складки или швы на одежде или постели, они устали лежать на одном боку. Если крохе жарко, вы заметите, что он покраснел и вспотел. Если младенцу холодно - у него затрясется подбородок, он побледнеет и потом начнет синеть. Нередко груднички из-за холода икают, это хороший ориентир. Чтобы узнать, комфортно ли малышу, потрогайте место сгиба на ручках и ножках, и носик – все должно быть теплым, но не горячим. Если все хорошо, но у ребенка холодные стопы, не нужно утеплять его целиком. Достаточно надеть предварительно согретые носочки.
  5. Сильные опрелости. Потница не чешется и не болит. А вот сильные опрелости часто зудят, растертые - воспаляются и могут причинять боль. Контактный дерматит может быть следствием диатеза или аллергии и также причинять дискомфорт. Чаще всего возникают такие «сюрпризы» в складочках и под одноразовым подгузником. Причина опрелости - редкая смена пеленок, слишком тугое заворачивание, чрезмерно теплая одежда, жара в помещении. Для профилактики - одевайте по погоде, замените влажные салфетки ополаскиванием под проточной водой после каждого «пописа». Лечатся опрелости мазями («Бепантеном», «Декспантенолом», «Спасателем», или присыпками. По поводу контактного дерматита обязательно проконсультируйтесь с врачом, он назначит препарат).
  6. Заложенность носа, отечность гортани - как правило, из-за респираторного заболевания и сопутствующего насморка. Капните в нос соленый раствор («Аквалор бэби» и т.п., физраствор), ватной турундочкой или палочкой (либо аспиратором) уберите слизь. Если отечность сильная и не дает малышу отдохнуть, положите ребенка на жесткую, но пышную подушку так, чтобы голова была выше ног - это снизит отечность и даст вам с крохой поспать более спокойно.
  7. Нехватка внимания. С двух месяцев малыш научается скучать, а еще вполне усваивает, что на крик приходит мама. Поэтому неплохой вариант - колыбели с колесиками и качели-люльки, которые позволяет крохе видеть маму, но освобождают ей руки. Не забывайте играть с вашим карапузом.
  8. Испуг. Резкий звук, яркий блик от зеркала или окна, незнакомый голос, чужой человек над кроватью могут напугать малыша. Узнать об этом легко - плачь раздается мгновенно и в полную силу, без предварительного сопения, кряхтения или хныканья.
  9. Страх. Если испуг вызывает однократная случайная причина, то страх связан с каким-то постоянным фактором. Например, плакат на стене, какое-то только малышу (с его ракурсом и размытым зрением) яркое сочетание линий и цветов в обстановке, новая игрушка может вызывать у младенца страх.
  10. Повышение температуры тела, общее недомогание, чаще всего, как следствие простудного
    заболевания.

Причины истошных криков и слез могут также крыться в патологиях, которые не выявить без помощи специалиста, например:

  • повышенное внутричерепное давление (радужки расположены не по центру глаза, смещены немного вниз, так что нижний край закрыт веком сильнее, чем верхний), часто оно повышается в самолете, поэтому предпочтите наземный транспорт;
  • родовые травмы - иногда их последствия сказываются не сразу, поэтому так важно проходить обследования в 1, 3, 6 месяцев. Выявлять отклонения лучше всего на ранних сроках, тогда быстрее и эффективнее проходит лечение.

Почему могут плакать детки от 3 месяцев до года

В этом возрасте плач вызывают те же причины, что и раньше, и добавляются новые. Единственное, к трем месяцам обычно у младенцев нормализуется пищеварение, так что животик их беспокоит меньше.

Помимо вышеперечисленного, дети с трех месяцев могут плакать:

  • из-за прорезывания зубов (и когда зуб режет десну, и когда никак не прорвет ее, ребенку больно, десны краснеют, опухают); используйте прорезыватели и специальные гели, которые порекомендует педиатр; нередко прорезывание сопровождается температурой, заложенностью носа, насморком, поносом или запором, другими неприятными симптомами - воздействовать нужно не на них, а на причину;
  • из-за одиночества, скуки, страха - с трех месяцев малыши становятся более активными, им хочется играть, но до полугода и даже до восьми месяцев они этого делать сами не умеют, им нужно участие старших; дети, которые уже умеют сами себя занять (например, увлеченно разбирают пирамидку), могут заиграться, а затем испугаться того, что остались одни в комнате, без мамы;
  • часто младенец к году начинает плакать от усталости: физической, слишком значительной психоэмоциональной загруженности; когда он плачет, то получает небольшую «разрядку» и, как правило, успокаивается и засыпает.
  • еще одна причина - это отсутствие стабильного режима дня, а также беспокойный сон.

Как помочь малышу старше 3 х месяцев справиться со слезами

Следует быть внимательными и научиться отличать, когда плачущий ребенок беспокоится из-за проблемы, а когда просит общения и скучает.

В любом случае, взрослые не должны раздражаться на призывы ребенка, как бы часто они ни звучали. По пути в детскую следует оставить усталость и плохое настроение.

Если же малыш беспрестанно кричит, у него истерика, постоянное раздражение родителей только усугубит дело. Кроха усвоит: я не должен иметь проблем, чтобы меня любили; если у меня проблемы, значит я - плохой. Следует помнить, что в любой ситуации родитель - взрослый и несет ответственность за происходящее, а не наоборот. Если приходится отказывать чаду в чем-то, следует спокойно объяснить причину и настоять на своем.

Совет
Большой ошибкой будет в общении с малышом в возрасте около года разрешить ему то, что запретили, после того, как отказ вызвал истерику. Подобное нестабильное поведение вызовет у ребенка недоверие к взрослым и желание манипулировать на этой почве. «Поревел - получил!»

Если малыш в этом возрасте плачет без видимой причины, при истерике, родители могут ему помочь:

  • отвлечь его (поцелуем, мультиком, песенкой, книжкой, новой игрушкой и т.д.);
  • взять на руки и приласкать;
  • успокоить мерным доброжелательным голосом;
  • плавно потанцевать с ним.

Внимательные родители наверняка придумают несколько десятков способов, периодически помогающих их перевозбужденному ребенку успокоиться. Здесь многое зависит от темперамента, характера и склонностей самого чада. Важно всегда быть в контакте со своим малышом, особенно, когда он переживает не напряженное время своего развития.

Почему младенцы плачут? Каждая мама, которая прислушалась к сигналам новорожденного, понимает, что плач не бывает просто так. Он мотивирован, а дети изначально не-капризны. Они пытаются до нас достучаться, а мы понимаем их или нет, вот в чем вопрос. Именно по этому для нас неприемлимо дать плачущему ребенку соску. Это же перекроет его разумное личико! А как тогда его понимать? Как правило, мы не занимаемся и отвлечением внимания. Ведь отвлекать его нужно от какой-то насущной потребности или нужды, а не проще ли просто ее удовлетворять. Дети не хотят "звездочку с небес", то что они хотят действительно нужно им для жизни и роста. А словарь этих "нужд" на самом деле очень прост.

Способ №1. Дать грудь по требованию

Когда младенец голоден он дает это понять легко и доступно. Он или принимается сосать свой кулачок или делает поисковые (чуть хрюкающие) движения носом, как будто надеется наткнуться на мамин сосок. При этом может надрывно вздыхать и что-то "прилепетывать", тапа "а-ха, а-ха, а-ха". Конечно я даю ему грудь, он ест и успокаивается. И не всегда только, когда он хочет есть, иногда, когда он устал, расстроен или встревожен. Потому что, помимо еды, грудь дает мощное успокоение, не только, кстати, младенцу, но и мне, что не маловажно, если я нервничаю.

У моих детей при длительном сосании сердечко начинает биться спокойнее, дыхание замедляется, тело расслабляется, на лицо не только удовольствие, но и глубокое расслабление. В некоторых книжках вы встретите советы, типа "не приучайте малыша по 40 минут висеть на груди, поел и хватит, выньте грудь, дайте соску" (см. доктора Комаровского). На вкус и цвет, конечно, все фломастеры разные. Я решила, что мои малыши соску есть не будут, и не только потому, что "это верный путь к резиновой женщине", но и потому что грудь мне им дать не жалко. Сосредоточенный на соске младенец внешне "тупеет", он находится в аутичном состоянии (я про состояние, а не про болезнь), он не здесь. Сосредоточенный на груди малыш весь растворяется в общении с мамой. Для мамы это может быть сложно (тогда способ не сработает), а может быть легко и радостно: это пауза в середине и конце дня, релаксация, время, когда она восстанавливает тонкую связь с малышом и даже время почитать в свое удовольствие, как ни странно ("Ему было так приятно, а мне ничего не стоило"). Я прочитала множество чудесных книг про младенцев и детей, пока кормила грудью. Читать беллетристику мне казалось как-то невежливо. А вот читать о детях - это было самое то. Так и становишься крепко подготовленной в вопросах естественного и осознанного родительства (это две немного разные традиции родительства, развившиеся в противовес простроенной на распорядках "норме"). А вообще-то, если с грудным кормлением все хорошо , то нет более халявного способа успокоить ребенка на свете. Ведь есть большая разница в том, чтобы ходить-качать и в том, чтобы удобно сидеть или лежать и кормить. Моя старшая дочка вообще не нуждалась в укачивании, но могла висеть на груди бесконечно. Какая же это была халява! При некоторой сноровке кормить грудью можно научиться днем не отрываясь от собственной еды, а ночью - почти не просыпаясь и не испытывая от этого сложностей. И ребенок получит вдоволь материнской любви.

Способ №2. Высаживать

Если вы никогда не высаживали , то удивитесь как много беспокойства у малышей первых трех месяцев вызвано "туалетными" делами. В этот период "дела" у них совершенно часто бывают не ритмичны. Малыш может 2 часа не писать на прогулке в слинге, зато прийдя домой вы получите пять пописов за полчаса. Он может не какать несколько ночей подряд, а потом устроить вам "веселую" ночь с покаками и "подготовкой" перед ними. Какать он может два раза в день, может шесть, а может десять и каждый раз к этому волнительно готовиться. Малыши могут беспокоиться и даже очень интенсивно рыдать перед пописами и пытаться сообщить вам, чтобы вы ему помогли. После пописа они могут порыдать, если были не поняты. Перед покаками они могут затихать, замирать и быть особенно сосредоточенными, а могут плакать, пытаясь сообщить вам, чтобы их распеленали-раздели-вытащили.


Высаживающая мама, отвечающая на это беспокойство действиями, уменьшает необходимость плача, вместо рыдания ребенок кряхтит, мама его понимает и он свои дела делает. Важно, что мама видит, чем каждый конкретный плач мотивирован: она не пытается звонить врачу и не считает ребенка капризным, она не пытается его припеленать или отвлечь. Бесполезно отвлекать внимание человека, который хочет в туалет. Можно, конечно, поговорить с ним, если вы вытаскиваете его из слинга или бежите до ближайших кустов (летом) или до дома (зимой). Дети (даже новорожденные) как-то понимают сообщение мамы "скоро будем" и терпят. Но в конечном счете, его надо не успокаивать, а высаживать. Если, кстати, ребенок зашелся в плаче, потому что его не поняли на счет туалета, то высаживать уже бесполезно. Надо успокоить другим способом (дать грудь) и ждать, пока сам расслабится. Важно, что мы не укачиваем в этом случае ребенка (это сбивает инстинкт), а даем удовлетворить потребность. Уж не знаю как вы в этом случае поступите с одноразовым подгузником, видимо, будете формировать устойчивый рефлекс игнорирования своих телесных импусов (писай под себя, не плачь). Первое время дети будут волноваться, потом привыкнут, конечно же. Просто вы не будете знать, когда он волнуется из-за туалета, а когда по другой причине.

Способ №3. Взять на руки (носить на руках, дать контакт тело к телу)

"Девять месяцев в мамке, девять - на мамке". Этот постулат естественного родительства построен на потребности малыша "не быть одному". Есть тому много причин, но я физиологически чувствую желание не отрывать моего ребенка от тела раньше времени. Для нас с ним предельно органично чувствовать дыхание и биение сердца друг друга, постоянно соприкасаться и находиться в непрерывающейся связи.

Конечно, речь идет о ношении "по требованию". Иногда малыш плачет, просто потому что потерялся , потерялся в слишком большом для него пространстве, в окружении, потерял маму. Мама должна быть рядом с точки зрения его выживания это оправданно. Конечно, "мамой" может быть другой ухаживающий член семьи - бабушка или папа. Ручки сменить можно, вопрос в том, чтобы они были родные и знакомые. И чтобы они постоянно были. У Дольника в "Непослушном дитя ноосферы" есть прекрасная байка на этот счет, которую я всегда вспоминаю, когда мне бывает сложно, если малыш "бдит" мое присутствие каждую минуту, "не отпускает" даже сходить в туалет или принять душ (в результате все это быстро научаешься делать, не спуская младенца с рук и это тоже способствует контакту и синхронизации). Представьте, что две мамы с малышами идут по первобытному лесу. Они положили своих малышей на землю и пошли в кусты "по делам". Один из малышей заорал сразу, другой - через полчаса. Как вы думаете, спрашивает ехидный Дольник, какой из них оставил свой след в эволюции? После этого бесхитростного вопроса ответ на который очевиден (в первобытном лесу того, кто молча лежал на земле полчаса, в эти же полчаса и съели) мне сразу становится легче. Мы, делает вывод Дольник, потомки тех людей, которые орали сразу. Я смотрю на своего ребенка и смеюсь: "Уж ты то точно оставишь свой след в эволюции". Грубо говоря, чем быстрее орет ребенок, когда он потерял маму, тем больше его импульс к жизни (выживанию). Конечно, со временем он научается находиться в спокойном состоянии в безопасной знакомой среде (например, на своем "коврике", у себя дома). Но требуется время, чтобы даже к этой среде привыкнуть. Как раз где-то 3-6 месяцев, а до этого времени безопасная для него среда - мама.

Способ №4. Носить в слинге

Бывает, что незнакомые люди, которые видят меня с малышом в слинге на улице, говорят: "Ваш малыш, наверное, никогда не плачет". К сожалению, иногда плачет. Но привычка к слингу с первых дней (я использую слинг с 9-10 дня после родов, когда активно приступаю к "хозяйственной" жизни дома и прогулкам, до этого обхожусь ношением на руках) приводит к тому, что слинг становится иногда самостоятельным способом успокоения , не сводимым к маминым ручкам.

Руки прекрасны, но во-первых, они устают, а во-вторых, они часто нужны маме свободными, особенно когда у нее есть еще один маленький (пусть и подросший) ребенок. Слинг как бы спеленывает малыша, создавая ему привычный "кокон" безопасности. В результате плачущий ребенок иногда затихает уже в процессе наматывания слинга. Это бывает в тех случаях, когда мне удалось во время (за шаг до расстройства) почувствовать его усталость и желание спать . Если она пропустила нужный момент оптимальной нагрузки и довела до истерики по причине гипервозбуждения, избытка впечатлений или усталости, то намотаться будет сложно, но сразу после намотки активные ритмичные движения мамы или ритмичная прогулка быстро успокоят малыша. Малыш до трех месяцев будет преимущественно спать в слинге, позднее он учится оттуда глазеть и бодрствовать. Все-таки с точки зрения "халявности" слинг на втором месте, он уступает только успокаиванию на груди. Ведь, в отличие от укачивания, он оставляет свободными руки и позволяет параллельно заниматься другими делами. Например, играть со старшим ребенком, гулять с ним, делать покупки или заниматься делами по хозяйству и даже (сидя на фитболе) работать за компьютером. Ношение в слинге также хорошее средство успокоить малыша в период коликов, поскольку он "сбрасывает" лишнее напряжение в области живота ребенка через контакт "тело к телу". В момент острых коликов кормление грудью может не работать и слинг реально спасает ситуацию.

Способ №5. Принять ванну или душ

Мы активно используем воду для снятия напряжения. И пассивно используем воду для снятия напряжения. Например, если в 6-ть или 7-мь утра зимой в Москве малыш поднял меня по своим большим "делам", а после этого волнуется и не засыпает: крутится и ни туда, ни сюда и грудь его не успокаивает и просто бодрствовать нормально не может, а я хочу спать (хоть убей), то я беру его на руки и тихо переползаю в горячую ванну. В ней зажигаю свечу или маленькую лампу, набираю приятную воду и лежу в ней вместе с малышом (он на мне на животе или на спине, ноги частично спущены в воду). Дремлю. Дожидаюсь, когда он за полчаса настучится ручками и ножками, доделает большие или маленькие дела (сливаю воду, конечно, если случились "большие") и переползаю в кровать, где выдаю грудь. После этого мне обеспечены еще 1-2 часа глубокого сна. Если малыш сделал тоже самое утром теплого весеннего дня на море, я завтракаю (пусть даже в 6-ть утра) и иду с ним гулять, чтобы вечером лечь пораньше и синхронизировать наши ритмы. То есть дело в моем комфорте, который я в любом случае передам малышу.

Если сама я спать не хочу и готова поупражняться физически, а малыш нервный, то я не лезу с ним в ванну, а просто набираю ее комфортной водой (30-36 градусов) и купаю его с проводками по типу "купаем малыша в большой ванне". Это дает ему отвлечение и нагрузку, после которой приходит крепкий сон. В этом случае малыш крайне редко в воду какает, поэтому воду можно несколько часов не сливать, а просто доливать горячей и купать его повторно, если нервозность возобновляется. Заплакал - если не проходит кормление и высаживание - в ванну - отдохнул - в ванну и т.д. Это для долгих зимних московских дней, когда прогулка не занимает центральную часть дня.

Способ №6. Укачать малыша ("Помоги мне уснуть!")

Мы специально не пишем про этот метод как первый, потому что укачивание не логично применять, если ребенок голоден, хочет писать или какать и даже в каждом случае, если он "потерялся" и хочет быть на руках у мамы. Это то, что нужно делать, если другие потребности "не видны", а ребенок нервничает и явно не хочет активно и спокойно бодрствовать, следовательно, устал. Результатом укачивания как правило является сон. Нам совсем не приходилось укачивать дочь, но малыши разные и с сыном нам пришлось поупражняться. Есть так много прекрасных способов укачивания, что мы хотим посвятить им отдельный пост. Здесь можем просто их перечислить. Самое оперативное - просто укачать на руках или на фитболе .

Мячик прекрасен, особенно он хорош для тех, кто укачивает не каждый день, а время от времени, например, для дедушек или бабушек. Укачивание на мячике не требует особого чутья к малышу, оно просто "берет ритмом". Я предпочитаю (по возможности, если малыш это принял) укачивать на гамаке , потому что это разгружает спину.

Муж (Саша) когда укачивает, танцует . Он берет динамичную музыку (типа "7-40") и не стесняясь включает ее громко, после чего от души скачет. Малыш засыпает к концу 2 или 3-ьей композиции. Держит он малыша вертикально "в лягушечке" на манер слинга. Я чаще всего танцую все-таки в слинге, поскольку не всегда после такого метода удается положить малыша, чтобы он выспался легче оставить его спать в слинге. Для нас очевидно, что укачивающий малыша взрослый, прежде всего укачивает себя, он переводит себя в измененное (ритмом) состояние сознания, в котором за счет своего тела (дыхания, расслабления, отключения сознания от повседневных проблем) "отключает" или расслабляет малыша. Если у мамы достаточно физической активности или есть возможность длительных прогулок, а также если она много находится на свежем воздухе, укачивание малышу обычно не требуется. Мы считаем, что укачивание более "востребовано" детьми, рожденными в городах в осенне-зимний период.

Укачивает также езда в машине . Нужно выбирать маршруты с монотонной ездой, желательно без пробок (иначе с раздраженным малышом можно попасть в очень неприятную ситуацию, когда он не сможет поспать). Нужно приноровиться с выносом малыша из машины. Чаще всего мамы несут малыша вместе с креслом. Мне это не по силам (да и наша люлька в машине для этого тяжеловата), я вынимаю малыша из кресла и несу на руках. Для этого надо учесть фазы сна. Переносить можно на фазе глубокого сна, когда дыхание глубокое, а тело расслаблено. Если попробовать перенести на фазе быстрого сна (фазе сновидений, когда тело подергивается, малыш шевелится и попискивает), то он проснется. Поэтому, если я доехала до места на фазе быстрого сна, то еще колешу какое-то время по округе, дожидаюсь пока уснет крепко. Фазы сна чередуются примерно каждые 45 минут. То есть раз в 45 минут глубокого сна наступает короткая по продолжительности (7-10 минут) фаза быстрого сна. Если "поукачивать" на фазе быстрого сна, то можно спокойно отдыхать следующую фазу глубокого сна (не укачивая). Это же касается сна в слинге. Именно на фазе глубокого сна можно сварить суп, посмотреть кино или поработать за компьютером, в промежутках лучше подкачивать. Все это касается в большей степени подросшего младенца, поскольку в первые три месяца малыши и так спят большую часть дня их дневной сон "охранять" не обязательно. Еще важно, чтобы в какой-то из этих снов мама выбрала время отдохнуть сама, иначе к концу дня она выдохнется.

Способ №7. Успокоить маму

Ограничение метода ношения на руках заключается в том, что руки передают спокойствие спокойной мамы и нервозность нервной или злой. Это не повод, если мама расстроена, устала или зла, лишить малыша телесного контакта. Тогда он еще больше потеряется, поскольку все равно будет чувствовать дискомфорт мамы и тревожную обстановку.


Но это повод сместить внимание с волнения малыша на то, что происходит с мамой. Мы с мужем заметили интересный факт. Иногда, если я не могу успокоить ребенка (конечно, не в момент резкого крика, а в момент затяжной и утомляющей нервозности), то ребенку помогает, если муж делает мне массаж ног (малыш при этом лежит либо на мне, либо рядом). Смысл простой: можно расслабить маму и малыш автоматически расслабится. Регуляно отправлять маму в баню или бассейн, например (я это делаю с малышами). Устроить маме релакс в любой приемлемой форме. Мы используем метод Рэйки (для мамы), если чувствуем, что "градус нервозности" в доме зашкаливает. Это позволяет не только снизить волнение детей, но и избавить их от нежелательных в период младенчества болезней.

Способ №8. Согреть или "проветрить" малыша

Здесь речь об оптимальном температурном режиме и его регулировании. Малыш будет беспокоиться и даже плакать, если ему холодно или жарко. Это не повод держать вокруг него постоянный термостат с неизменными +26 градусами. Это приведет к низкой адаптивности. Мы стараемся дать малышу попробовать разное в первые месяцы жизни. Похолоднее - потеплее - дома в одежде - дома без одежды - на улице в разную погоду в слинге, на руках или коляске и т.д. Чтобы он подышал холодным и теплым воздухом. Мы даем пробовать и наблюдаем, что происходит. Например, кожа наших малышей четко реагирует на перегрев. Даже в +24 градуса дома она может давать потницу, если ребенок одет и вспотел в одежде. Кожа реагирует до того, как они начинают плакать. Поэтому на перегрев мы реагируем скорее по коже, чем по плачу. Наоборот, иногда ребенок может плакать, когда он мерзнет и "просит", чтобы его укутали. Одна наша знакомая рассказывала, что ее новорожденная дочка: "Плачет после купания, плавать кайфует, а потом, когда из полотенца разворачиваем вытирать, начинает плакать, холодно ей. Согреваем сразу ручки и ножки, ну и грудь успокаивает, но кроме как холодно другой причины вроде плача нету". Для нас решение очевидно - зачем такого ребенка из полотенца разворачивать? Завернули и на грудь, сама внутри полотенца высохнет. Если этой девочке не нравятся контрасты, зачем их ей устраивать. Некоторые малыши растираются с удовольствием, но удовольствие здесь первично.

Способ №9. Поговорить с малышом

С первого дня я заметила, что Никитка лучше успокаивается, если с ним говорить, смотря ему прямо в глаза. Намного лучше чем, например, от укачивания. "О чем ты с ним говоришь?" - спросили меня друзья и семейные. "Конечно, о прошлых жизнях," - сказала я - "прошу его, чтобы он побольше запомнил."

Ну, а еще с новорожденными можно и нужно говорить обо всем, объяснять им, что происходит. Говорить, что они находятся в своем доме, среди своей семьи. Рассказывать про эту семью. Не обязательно сюсюкать, но говорить адресно, смотря в глаза. Не в режиме "радио, которое вещает само по себе", а в режиме контакта. Они понимают, да и нам полезно приучаться относиться к ним по человечески. И они даже верят нам и успокаиваются.

Способ №10. Применить динамическую гимнастику, массаж или другую практику работы с телом

Скажем сразу, технично и развернуто динамическую гимнастику (автор которой Леонид Китаев) мы не применяли, поскольку он требует от мамы большой физической силы или целиком возложен на папу. Но, говоря это, мы конечно лукавим, потому что в терминологии Леонида Китаева любая подвижная практика для контакта с ребенком, в диапазоне движений, допустимых для родителя, это своего рода динамическая гимнастика.

Мне совсем не хотелось как-то крутить, подвешивать и подбрасывать своих малышей в новорожденный период и период до 3-х месяцев, может потому что они не страдали повышенным тонусом или коликами (что очень хорошо подобными практикаи снимается). Но вот мой сынишка дорос до 3,5 месяцев и 7 кг и стал таким крепким и сильным малышом, что я почувствовала, что его потребность в движении больше, чем его собственные возможности в движении и координации. Как это проявляется? Он не может лежать долго на спине (скучно), переворачивается, а ползти тоже еще не может и нервничает от этого, делая прыжковые раскачивающиеся движения всем телом, как будто хочет, но не может ползти вперед. В результате он совсем не может лежать вообще: 10-15 минут "отработал", "отпахал", как говорится, и снова на маму. Конечно, 3,5 месяца в норме рано для ползанья. Но этот конкретный малыш, сообразительный и очень подвижный, хоть и без тонуса, явно показывает, что ему хочется большего. Ну что ж, сынишка, тогда полетаем. Заодно мама подкачает трицепсы и бицепсы...

Способ №11. Скорректировать окружение

И, конечно, самое важное мы оставляем на десерт. По мимо оперативных потребностей, есть эмоциональный (и событийный) фон. Здесь, конечно, можно сказать и просто про среду обитания. Иногда, если ребенок заплакал, достаточно просто включить музыку (если она никогда не играет в доме) или выключить (если она играет в нем всегда). Но в общем то мы здесь говорим скорее о благоприятной или неблагоприятной обстановке в доме, событиях в жизни родителей и особенно мамы. И зачастую младенец - самое чувствительное существо в семье, поскольку врать (даже себе) он еще не может. И тогда он сигналит, что есть беда, из которой его (или маму) нужно вытащить. Например, иногда я провожу психологические консультации, когда мой ребенок находится у меня на руках (в слинге). И я замечаю, что малыш начинает "ругаться" и "нервничать", если с консультацией что-то не так. Грубо говоря, когда клиент (партнер) врет. Младенец - идеальный детектор лжи . Он не терпит мути в ситуациях и отношениях. Как только консультация проходит через "мутную" тему и наступает катарсис, малыш успокаивается и как правило засыпает. Можно судить по разному, место ли малышам на работе матери. Мы напишем об этом отдельно когда-нибудь и, веротно, довольно скоро. Но мне (Лена Павлова) приходится работать со своими детьми - снимать, монтировать, преподавать, консультировать, проводить платежи, писать посты или отчеты. И я привыкла доверять им. Если они нервничают, а их непосредственные потребности удовлетворены, я ищу причину в окружении. Они чутки к конфликтам в доме и будут тревожиться "перед тем как" взрослые заскандалят, а также "после того" как конфликт вроде бы исчерпан, а взрослые ходят раздраженные. А также накануне папиной премии на работе или перед тем как сломается машина. Не надо думать, что можно делать при младенце все что угодно, что он маленький и пока не понимает. Он понимает глубинный невербальный аспект, может быть понимает более точно, чем взрослые. Если вы поехали в гости в семью, где к вам относятся враждебно, не удивляйтесь, что вернувшись домой вы обнаружите малыша обсыпанного сыпью, например. Это понимание благоприятных и неблагоприятных мест особенно отчетливо видно в путешествиях, мы писали об этом. И, если в доверяете ребенку как партнеру и вычищаете муть вокруг себя, то, в конечном счете, сами станете здоровей и сохраните ребенку чуткость. Ведь возможности младенца избыточны и сохраняется то, что используется. Его чуйка пригодится ему в жизни, для нее есть много зон приложения в разных специальностях.

Способ №12. Скорректировать ритмы и распорядки

Как вы поняли мы, как и другие естественные родители, живем в режиме по требованию . Хочет грудь - получает. Хочет писать или какать - высаживают. Хочет спать - укладываем. Хочет "гулять" - даем бодрствовать, но не развлекаем, если дело происходит ночью (стучи ногами сколько хочешь, я буду спать рядышком) и составляем компанию, если дело происходит днем. Постепенно появляются некоторые ритмы, довольно гибкие. К трем месяцам формируется некоторый естественный аналог режима. Мы знаем, сколько раз в день наш малыш предпочитает кушать, какать, спать. Для того, чтобы этот ритм появился мы вместе с малышом проделали за это время большую работу по направлению друг к другу. Он сигналил нам всеми силами, когда его не понимали - плакал. А мы слушали. В мягкой или жесткой форме, это уже по своей чуткости или занятости. Если мы старались понимать, то он старался свои сигналы усиливать. Важно, что чем скорее наступала наша реакция на первые "просьбы", тем меньше ему надо было плакать. Оптимально действовать за шаг до того, как он заплачет и тогда ему не надо было привыкать плакать, чтобы достучаться до нас. Не расстраивайтесь, если он все-таки плакал. Малыши отличаются по уровню требовательности, возможно ваш - из требовательных. Если вы его слушаете, вы можете превратить его чуйку в то, что будет очень полезно ему потом, пригодится в жизни, даст приложение его тонкости и чуствительности.

Ссылки

  1. Уильям Сирз, Марта Сирз. Ваш малыш от рождения до двух лет.
  2. Жан Ледлофф. Как вырастить ребенка счастливым. Принцип переемственности.

Индивидуальные консультации