Меню

Специальная оценка условий труда льготная пенсия. Компенсации, положенные за вредные условия труда по результатам специальной оценки

На заметку

В продолжение темы предоставления , мы решили более подробно остановиться на системе страховых взносов в ПФР. Опираясь на материал к.т.н. Липина А.В. для книги «Специальная оценка условий труда в системе трудовых отношений», мы постарались охватить процесс реформирования пенсионной системы, начиная с 2013 года.

Причины введения дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР

  • Введение дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР явилось вынужденной мерой, обусловленной необходимостью снижения дефицита ПФР, обусловленной сложившейся демографической ситуацией в Российской Федерации, когда наблюдается рост количества населения пенсионного возраста при одновременном сокращении количества трудоспособного населения, которое в результате трудовой деятельности обеспечивает наполнение ПФР. Следует отметить, что такая ситуация типична для большинства европейских стран, однако их экономическая ситуация является более благоприятной.
  • Причиной введения дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР явилась также потребность поддержания необходимого уровня пенсионного обеспечения, размеры которого должны индексироваться с учетом инфляции и обеспечить необходимую социальную защиту граждан пенсионного возраста, что в условиях дефицита ПФР становится весьма сложной задачей.
  • Дополнительным стимулом решения данной задачи явилось наличие значительного количества работников, профессии, которых включены в соответствующие Списки № 1 и 2 профессий, должностей, производств и работ с вредными условиями труда, занятие которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, а также категорий работников, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение при условии выполнения предусмотренных законодательством видов работ в течение установленного промежутка времени – «льготного» стажа. При этом Списки № 1 и 2 предусматривают наличие у перечисленных в них профессий и должностей работников различных производств и видов работ во вредных условий труда* при полном отсутствии в этих Списках механизма влияния работодателя на эти условия, вследствие чего издержки вредных производств по существу перекладываются с работодателя на Пенсионный фонд Российской Федерации, который обеспечивает оплату досрочного пенсионного обеспечения работникам, профессии и должности которых включены в Списки № 1 и 2. Все это приводило и приводит к дополнительным расходам Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсий таким категориям работников в период дожития с момента их выхода на досрочную пенсию до предусмотренного законодательством официального возраста выхода на пенсию.

Первый этап реформирования пенсионной системы

Преодоление этой негативной тенденции стало первоочередной задачей Стратегии реформирования пенсионной системы. И первым ее этапом стало принятие Федерального закона от 03.12.2012 № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования», в соответствии с которым, начиная с 1 января 2013 г., были установлены для работодателей дополнительные тарифы ежегодных страховых взносов в ПФР. В отношении рабочих мест работников, профессии и должности которых работ включены в Списки № 1 и 2 (Списки № 1 и 2 профессий, должностей, производств и работ с вредными условиями труда, занятие которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение по старости), а также видов работ, выполнение которых в течение «льготного» стажа дает право на досрочное пенсионное обеспечение (ч.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Указанное требование на другие категории работников не распространяется.

Итак, с 1 января 2013 г. работодатели, у которых имеются рабочие места, на которых заняты работники, профессии которых включены в Списки № 1 и 2, а также перечисленные в ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012. № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» должны были ежегодно выплачивать в отношении указанных работников дополнительные страховые взносы в ПФР в следующих размерах:
в отношении выплат лицам, работающим на работах, предусмотренных п/п 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, на 2013 г. — 4 %, на 2014 г. — 6 %, на 2015 г. и далее — 9 %;
в отношении выплат лицам, работающим на работах, предусмотренных п/п 2 — 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, на 2013 г. — 2 %, на 2014 г. — 4 %, на 2015 г. и далее — 6 %.
Еще одной заслуживающей внимание особенностью поправок, внесенных Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» в ст. 583 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», явилось законодательное закрепление возможности освобождения работодателей от указанных дополнительных страховых взносов по результатам СОУТ.

Следующий этап реформирования пенсионной системы.

В дальнейшем указанный механизм стимулирования был в полной мере реализован в Федеральном законе от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ путем внесения поправок в статью 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статью 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», предусматривающих введение дифференцированных размеров тарифов дополнительных страховых взносов в ПФР в зависимости от класса (подкласса) условий труда, определенного по результатам СОУТ на рабочих местах, на которых заняты работники в профессиях (должностях) и на производствах, занятие которых дает в соответствии с законодательством право на досрочное пенсионное обеспечение.
Согласно этим поправкам ежегодный дополнительный страховой взнос в ПФР не начисляется, если на указанных выше рабочих местах по результатам СОУТ установлены оптимальные или допустимые условия труда. Тем самым реализована возможность освобождения работодателя от уплаты дополнительных страховых взносов, ранее прописанная Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» в ст. 583 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Для остальных рабочих мест, дающих право занятым на них работникам на досрочное пенсионное обеспечение, на которых класс (подкласс) условий труда по результатам оценки условий труда определен как вредный или опасный, установлен тариф дополнительных страховых взносов в ПФР в следующем размере: для класса (подкласса) условий труда 3.1 (вредный 1-й степени) – 2%, для класса (подкласса) условий труда 3.2 (вредный 2-й степени) – 4%, для класса (подкласса) условий труда 3.3 (вредный 3-й степени) – 6%, для класса (подкласса) условий труда 3.4 (вредный 4-й степени) – 7%, для класса (подкласса) условий труда 4 (опасный) – 8%.
При этом данная норма распространяется на всех работников, занятых на таких рабочих местах. При исчислении страхового стажа должны учитываться требования постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Указанные поправки, внесенные Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ обеспечили законодательное оформление механизма экономического стимулирования работодателя к улучшению условий труда на рабочих местах. С учетом этого, переходные положения, установленные ч. 5 ст.15 Федерального закона, разрешают применение дифференцированных размеров тарифов дополнительных страховых взносов в ПФР в зависимости от класса (подкласса) условий труда на рабочих местах, дающих право занятым на них работникам на досрочное пенсионное обеспечение, определенного как по результатам СОУТ, так и по результатам проведенной до 31 декабря 2013 г. аттестации рабочих мест по условиям труда, но только при условии установления на таких рабочих местах вредных или опасных условий труда.
Для рассматриваемых рабочих мест, на которых условия труда признаны оптимальными или допустимыми по результатам проведенной до 31 декабря 2013 г. аттестации рабочих мест по условиям труда, освобождение от уплаты ежегодного дополнительного страхового взноса в ПФР законодательством не предусмотрено, в связи с чем до проведения на этих рабочих местах СОУТ работодатель продолжает выплачивать дополнительные страховые взносы в ПФР в размерах, установленных с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования»:
в отношении выплат лицам, работающим на работах, предусмотренных п/п 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ.на 2015 г. и далее – 9 %;
в отношении выплат лицам, работающим на работах, предусмотренных п/п 2 — 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ на 2015 г. и далее – 6%.
Для рабочих мест, на которых условия труда признаны оптимальными или допустимыми по результатам проведения СОУТ, дополнительный страховой взнос в ПФР не устанавливается. Таким образом, для работодателя сформирован дополнительный экономический стимул к проведению СОУТ и улучшению условий труда на находящихся в его ведении рабочих местах.

Страховые взносы в ПФР и переход от аттестации рабочих мест к специальной оценке условий труда

Согласно ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ периоды работы, предусмотренные п/п 1 — 18 п. 1 данной статьи и имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ. При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные п/п 1 — 18 п. 1 данной статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в п/п 1 — 18 п. 1 данной статьи, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Из этого следует, что работникам, имеющим право на досрочное пенсионное обеспечение, в стаж, выработка которого обеспечивает реализацию данного права, с 1 января 2013 г. включаются периоды работы, за которые работодатель уплатил ежегодный дополнительный страховой взнос в ПФР, размер которого определяется в зависимости от класса (подкласса) условий труда на рабочих местах указанной категории работников.

При этом данным категориям работников в стаж засчитываются только периоды работы во вредных (опасных) условиях труда, определенных по результатам специальной оценки условий труда или проведенной
до 31 декабря 2013 г. аттестации рабочих мест по условиям труда. В этом случае работодатель выплачивает дополнительный страховой взнос в ПФР в размере, установленном Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ и соответствующему определенному по результатам специальной оценки условий труда или по результатам проведенной до 31 декабря 2013 г. аттестации рабочих мест по условиям труда классу (подклассу) условий труда на рабочих местах таких работников.
Если по результатам проведения до 31 декабря 2013 г. аттестации рабочих мест по условиям труда условия труда на рабочих местах работников, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение, признаны оптимальными или допустимыми, то в этом случае до определения по результатам специальной оценки условий труда класса (подкласса) условий труда на этих рабочих местах, занятым на них работникам период работы с 1 января 2013 г. до вступления в силу результатов специальной оценки условий труда засчитывается в стаж, обеспечивающий реализацию права на досрочное пенсионное обеспечение, при условии уплаты работодателем ежегодного дополнительного страхового взноса в ПФР в размере, установленном статьей 583 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Если по результатам проведения специальной оценки условий труда условия труда на рабочих местах работников, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение, признаны оптимальными или допустимыми, то в этом случае периоды работы в таких условиях в стаж работы, обеспечивающий реализацию права на досрочное пенсионное обеспечение, не включаются. Однако это не препятствует реализации работником самого права на досрочное пенсионное обеспечение, если в дальнейшем он продолжит свою работу на рабочих местах, условия труда на которых признаны вредными или опасными.
Таким образом, реализация положений ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ не только обеспечивает сохранение гарантий досрочного пенсионного обеспечения имеющим на это право работникам, но и обеспечивает дополнительное стимулирование работодателя к проведению специальной оценки условий труда и улучшению условий труда на рабочих местах.

Е.А. Шаповал, юрист, к. ю. н.

Компенсации «за вредность» до и после проведения спецоценки условий труда

С 1 января этого года специальная оценка условий труд ач. 1 ст. 28 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее - Закон № 426-ФЗ) заменила аттестацию рабочих мест.

О том, какие гарантии и компенсации и в каком размере работодатель обязан предоставлять работникам «за вредность» до проведения спецоценки, читайте:

С этой же даты вступили в силу изменения в ТК РФ, которые обязывают работодателя предоставлять гарантии и компенсации работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Что подтверждается результатами спецоценки, а не аттестации.

В связи с этим появилось мнение, что работодатель не обязан предоставлять гарантии по результатам аттестации и советским Спискам до проведения спецоценки. Так ли это?

Как предоставлять компенсации «за вредность» до проведения спецоценки

Если до 01.01.2014 была проведена аттестация рабочих мест, то ее результаты применяются для предоставления работникам гарантий и компенсаций «за вредность »п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ .

Как подтвердил Минтруд, результаты проведенной ранее аттестации действительны в течение 5 лет с момента ее завершения, но не более чем до 31 декабря 2018 г. Поэтому требования отдельных представителей контролирующих органов на местах о незамедлительном проведении спецоценки незаконн ыРазъяснение Минтруда от 07.03.2014 .

Изменить гарантии и компенсации «вредникам» в худшую сторону по сравнению с действующими по состоянию на 01.01.2014 нельзя до проведения спецоценк ип. 3 ст. 15 Закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ (далее - Закон № 421-ФЗ) .

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Заместитель директора Департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

“ До проведения работодателем специальной оценки условий труда работнику надо предоставлять те гарантии и компенсации, которые были предусмотрены до 1 января 2014 г. по результатам аттестации рабочих мест. При этом не имеет значения, когда с работником был заключен трудовой договор - до 1 января 2014 г. или после этой дат ы” .

Нельзя также до проведения спецоценки снизить уровень гарантий и компенсаций, предоставляемых «вредникам» на основании советских Списков и других нормативных правовых актов СССР в части, не противоречащей ТК РФп. 3 ст. 15 Закона № 421-ФЗ ; Решения ВС от 14.01.2013 № АКПИ12-1570 , от 04.06.2013 № АКПИ13-411 .

Что полагается работникам «за вредность» по результатам спецоценки

Теперь минимальные размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам «за вредность» прописаны прямо в ТК РФстатьи 92 , , , 219 ТК РФ . Ранее их устанавливало Правительств ост. 219 ТК РФ (ред., действ. до 01.01.2014) ; Постановление Правительства от 20.11.2008 № 870 .

Сразу скажем, что минимальные размеры гарантий и компенсаций не изменились. Однако по результатам спецоценки отдельные гарантии не положены не только работникам, занятым в оптимальных и допустимых условиях труда, как это было раньше, но и части «вредников».

Условия труда на рабочем месте по результатам специальной оценки условий труд аст. 14 Закона № 426-ФЗ Повышение оплаты труд аст. 147 ТК РФ Дополнительный отпус кст. 117 ТК РФ Сокращенное рабочее врем ястатьи 92 , 94 ТК РФ
Оптимальные (1 класс) Повышение оплаты труда по сравнению с нормальными условиями труда не производится Дополнительный отпуск «за вредность» не предоставляется Сокращение рабочего времени не производится
Допустимые (2 класс)
Вредные (3 класс):
  • <или> подкласс 3.1
Оплата труда повышается как минимум на 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются локальным нормативным актом либо коллективным или трудовым договором
  • <или> подкласс 3.2
Предоставляется дополнительный отпуск не менее 7 календарных дней. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда
  • <или> подкласс 3.3
Продолжительность рабочего времени не может превышать 36 часов в неделю и 8 часов в день (смену) (при 30-ча -совой рабочей неделе не может превышать 6 часов в день (смену)). Отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором может быть увеличена*:
  • продолжительность рабочей недели, но не более чем до 40 часов в неделю;
  • продолжительность ежедневной работы (смены): - при 36-ча -совой рабочей неделе - до 12 часов; - при 30-ча -совой рабочей неделе и менее - до 8 часов.
Для этого с работником надо заключить дополнительное соглашение к трудовому договору
  • <или> подкласс 3.4
Опасные (4 класс)

* За работу свыше 36 часов работнику выплачивается отдельная денежная компенсация в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами.

Компенсации работникам «за вредность» не могут быть уменьшены по сравнению с установленными на 01.01.2014, если спецоценка подтвердит, что у работника сохранились прежние условия труд ач. 3 ст. 15 Закона № 421-ФЗ . Это особенно важно в случаях, когда правила ТК меняются в худшую для работника сторону.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России

“ По новым правилам ТК подклассы «вредности» 3.1 и 3.2 не дают работнику права на сокращенное рабочее время (36 часов)ст. 92 ТК РФ . При подклассе 3.1 не предоставляется дополнительный отпус кст. 117 ТК РФ . Тем не менее если данные компенсации были установлены работнику по результатам аттестации, проведенной до 01.01.2014, и спецоценка подтвердит сохранение прежних условий труда, то компенсации должны предоставляться по-прежнем уч. 3 ст. 15 Закона № 421-ФЗ ” .

До 01.01.2014 ТК РФ запрещал заменять дополнительный отпуск «за вредность» денежной компенсаци йст. 126 ТК РФ (ред., действ. до 01.01.2014) . Теперь замена частично возможна. Работнику за часть отпуска «за вредность» свыше 7 календарных дней можно выплатить деньги. Возможность такой замены должна быть прописана в отраслевом (межотраслевом) соглашении и коллективном договоре. В последнем также должен быть указан размер компенсации. А с работником надо будет заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором указать на возможность замен ыстатьи 117 , 126 ТК РФ . Из чего можно исходить при определении размера компенсации?

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Взамен дней дополнительного отпуска работнику надо выплатить средний заработок.

Сверх этого работнику надо также выплатить дополнительную компенсацию в размере, определенном коллективным договором, но не ниже размера, установленного в отраслевом (межотраслевом) соглашени и” .

Минздрав России

Теперь на вредных работах допускается увеличение продолжительности рабочей недели и рабочего днястатьи 92 , 94 ТК РФ .

Можно ли расценивать увеличение работы до 40 часов во вредных условиях как сверхурочную работу?

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Согласно ТК РФ работа сверх 36 часов в данном случае не является сверхурочной. Поэтому при суммированном учете рабочего времени она должна учитываться по норме часов учетного периода. И в табеле учета рабочего времени ее нужно отражать как обычную работу. За такую работу, помимо оплаты за отработанные часы, нужно выплачивать дополнительную компенсацию в размере, определенном коллективным договором, но не ниже размера, установленного в отраслевом соглашени и” .

Минздрав России

Компенсационные выплаты, связанные с исполнением трудовых обязанностей, не облагаются НДФЛп. 3 ст. 217 НК РФ . Можно ли освобождать от налогообложения денежную компенсацию, выплачиваемую работнику за работу во вредных условиях свыше 36 часов в неделю? В Минфине считают, что нет.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Советник государственной гражданской службы РФ 1 класса

“ Несмотря на то что выплата работнику за работу свыше 36 часов в неделю названа в ст. 92 ТК РФ компенсацией, она таковой в смысле ст. 164 ТК РФ не является. По сути, это компенсационная выплата за работу во вредных условиях, входящая в оплату труда. Оснований для освобождения таких выплат от НДФЛ в ст. 217 НК РФ не установлен о” .

Если для «вредников» введен суммированный учет, то продолжительность учетного периода не может превышать 3 месяцев (ранее -1 года)ст. 104 ТК РФ .

Повышенные или дополнительные по сравнению с ТК РФ компенсации, как и раньше, можно самостоятельно устанавливать коллективным договором или локальным нормативным акто мст. 219 ТК РФ .

Вы узнаете:

  • В каких случаях и какие компенсации предоставляются работникам, работающим во вредных условиях труда
  • Как правильно установить повышенную оплату труда
  • Как оформить сокращенный рабочий день и предоставление отпуска при работе во вредных условиях труда

В КАКИХ СЛУЧАЯХ И КАКИЕ КОМПЕНСАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ?

Основной результат специальной оценки условий труда (далее — СОУТ) —определение класса условий труда на рабочем месте. Если по результатам СОУТ окажется, что работники работают во вредных и (или) опасных условиях труда, то за работу в таких условиях работодатель должен предоставлять им различные компенсации. В противном случае он может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» ® (в ред. от 01.05.2016; далее — Федеральный закон № 426-ФЗ) условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса — оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Отнесение условий труда на рабочем месте работника к 3 или 4 классу вредности предполагает предоставление ему определенных компенсаций в зависимости от степени вредности. Это:

  • доплата к окладу;
  • дополнительный отпуск;
  • сокращенное рабочее время.

Предоставление («+»)/непредоставление («—») компенсаций работникам в зависимости от класса (подкласса) вредности условий труда, установленного СОУТ, отражено в таблице:

Согласно ст. 92, 94, 117, 147 ТК РФ работодатель должен предоставлять работникам соответствующие компенсации. Но на практике нередко возникают вопросы, как именно это делать. Рассмотрим несколько ситуаций.

Если компенсации предоставляются впервые

В советские времена работникам, работающим во вредных условиях труда, компенсации предоставлялись согласно Постановлению Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22 «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» (далее — Список). Работодателю нужно было только сверить, имеются ли позиции из штатного расписания или работы, фактически выполняемые работниками, в Списке.

Позже концепция предоставления компенсаций изменилась: сперва законодательно был установлена приоритетность аттестации рабочих мест, а затем для определения вредности на рабочих местах — СОУТ. В настоящее время для определения необходимости установления компенсаций нормы Федерального закона № 426-ФЗ и Трудового кодекса РФ требуют проведения СОУТ на рабочих местах.

Если ранее работодатель не предоставлял работникам компенсации по тем или иным причинам (аттестация рабочих мест не проводилась, а если и проводилась, то определяла условия труда как допустимые или оптимальные, или в организации не было рабочих мест, при работе на которых полагались компенсации согласно Списку), а сейчас путем проведения СОУТ определено, что условия труда работников относятся к вредным, то установить соответствующие компенсации за работу в таких условиях работодателю надлежит.

Конституционный Суд РФ в Определении от 07.02.2013 № 135-0 указал, что компенсации предоставляются всем работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, включая тех, чьи профессии, должности или выполняемая работа не предусмотрены Списком, если их работа в условиях воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса подтверждается результатами аттестации рабочих мест по условиям труда (а теперь СОУТ) .

Если компенсации ранее предоставлялись

Работникам, согласно Списку или проведенной ранее аттестации рабочих мест, предоставлялись соответствующие компенсации. Предположим, организация, которая их предоставляла, после 01.01.2014 провела СОУТ. По итогам возможны следующие результаты:

  1. Подтвержден класс вредности условий труда — гарантии и компенсации надо предоставлять в тех же размерах, что и до проведения СОУТ.
  2. По результатам СОУТ оказалось, что компенсации должны быть меньше, чем ранее.

В части 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”» (далее — Федеральный закон № 421-ФЗ) сказано, что при предоставлении работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении работников компенсационных мер по состоянию на 01.01.2014 при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте .

Таким образом, размеры компенсаций, предоставляемых работникам, на рабочих местах которых по результатам проведенной аттестации либо в силу иных правовых оснований (нормативные правовые акты бывшего СССР) установлены вредные условия труда, на момент вступления в силу Федерального закона № 426-ФЗ должны сохраняться до улучшения условий труда на данных рабочих местах, что подтверждается результатами проведения СОУТ. Эту позицию поддерживает и судебная практика .

Суды также считают, что уклонение работодателя от предоставления компенсаций в прошлом не лишает работников права на их получение в настоящее время .

Если условия труда работника улучшились, став более безопасными (вследствие установки нового оборудования, реконструкции и т. д.), объем гарантий и компенсаций сокращается. Судебная практика подтверждает, что в случае исключения вредного фактора необходимость предоставлять компенсацию отпадает .

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

При решении вопроса об изменении компенсаций работодатель должен быть особенно внимателен, поскольку необоснованное снижение уровня гарантий может быть признано государственной инспекцией труда нарушением законодательства, за которое работодатель может быть привлечен к административной ответственности (Постановление суда Еврейской автономной области от 23.06.2015 по делу № 4-А-29/2015).

КАК УСТАНОВИТЬ КОМПЕНСАЦИИ ЗА РАБОТУ ВО ВРЕДНЫХ УСЛОВИЯХ ТРУДА?


Определить размер компенсации

Необходимо учесть:

1. Минимальные размеры, установленные в Трудовом кодексе РФ:

  • размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не должен быть меньше 4 % тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (ст. 147 ТК РФ);
  • минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам СОУТ отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда, составляет 7 календарных дней (ст. 117 ТК РФ);
  • сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается не более 36 часов в неделю и не более 8 часов в день (ст. 92, 94 ТК РФ).

2. Отраслевые (межотраслевые) соглашения.

При установлении размера компенсации следует проверить, не распространяются ли на организацию отраслевые соглашения.

Наприме р, Отраслевым соглашением по угольной промышленности Российской Федерации на период с 1 апреля 2013 г. по 31 марта 2016 г. от 01.04.2013 определено, что для работников, занятых на работах с особо тяжелыми, опасными и особо вредными условиями труда, согласно специальным перечням, тарифные ставки повышаются на 10 % и 20 %.

В случае если на организацию распространяются отраслевые (межотраслевые) соглашения, компенсации не должны предоставляться в меньшем размере, чем указано в соглашениях.

3 . Мнение профсоюза.

Если в организации есть профсоюз, конкретные размеры компенсации устанавливаются работодателем с учетом его мнения (в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ).

Закрепить предоставление компенсации в локальных нормативных актах

Согласно ст. 189 ТК РФ режим работы и время отдыха работников (в т. ч. сведения о предоставляемом дополнительном отпуске и сокращенном рабочем дне) должны быть отражены в Правилах внутреннего трудового распорядка (ПВТР; пример 1).

Локальные нормы о повышенном размере оплаты труда для работников, работающих во вредных условиях труда, как правило, отражаются в Положении об оплате труда (пример 2).

Предусмотреть условие о компенсации в трудовом договоре

Частью 2 ст. 57 ТК РФ установлено, что в трудовом договоре с работником обязательно должны быть прописаны как условия труда на рабочем месте, так и гарантии и компенсации, предоставляемые работнику.

Повышенная оплата труда, сокращенное рабочее время, дополнительный отпуск — все эти условия работодателю необходимо отразить в трудовом договоре с работником, работающим во вредных условиях труда, непосредственно при заключении его с новым работником и в дополнительном соглашении к трудовому договору — для уже работающих в организации.

Вряд ли работник станет возражать против установления дополнительных компенсаций, однако при отсутствии его согласия такие изменения возможны при наличии причин и с соблюдением процедуры, предусмотренных в ст. 74 ТК РФ.

В примере 3 — фрагмент оформления в трудовом договоре условия о предоставлении дополнительного отпуска.

Предоставить компенсации

Повышенная оплата труда.

Доплата (надбавка) за работу во вредных условиях труда начисляется ежемесячно в процентах от оклада (тарифной ставки). Она должна быть отражена в расчетном листке работника, поскольку является частью заработной платы (ч. 1 ст. 129 ТК РФ), а согласно ч. 1 ст. 136 ТК РФ работодатель в т. ч. обязан извещать в письменной форме каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период.

Вопрос в тему

В организациях , имеющих филиалы в северных регионах, районный коэффициент начисляется только на сумму оклада или на сумму оклада, повышенную на сумму доплаты за вредные условия труда?

Согласно Разъяснению, утвержденному Постановлением Минтруда России от 11.09.1995 № 49, письму Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 169-13 районные коэффициенты и процентные надбавки начисляются на фактический месячный заработок работника. В фактический месячный заработок работника, на который начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки, включаются: заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время, надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам), компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, премии и вознаграждения, предусмотренные системами оплаты труда или положениями о премировании организации, и другие выплаты, установленные системой оплаты труда организации. Поэтому надбавка за работу во вредных условиях труда должна включаться в заработную плату, на которую подлежит начисление районного коэффициента (Апелляционные определения Верховного Суда Республики Карелия от 29.04.2014 по делу № 33-1671/2014, Омского областного суда от 10.12.2014 по делу № 33-8080/2014). Значительно реже к исчислению районного коэффициента встречается другой подход : и районный коэффициент, и доплата за работу во вредных условиях труда исчисляются непосредственно от оклада (тарифной ставки) (Апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 19.11.2013 по делу № 33-4228-2013). Для внесения правовой определенности работодателю следует закрепить способ расчета в ЛНА.

Дополнительный отпуск.

Начало дополнительного отпуска планируется в графике отпусков, предоставляется он согласно приказу аналогично очередному ежегодному отпуску.

Согласно пп. 8, 9 Инструкции о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21.11.1975 № 273/П-20 , дополнительный отпуск, согласно Списку, предоставляется работнику одновременно с ежегодным отпуском.

В стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время (ч. 3 ст. 121 ТК РФ). Таким образом, для подсчета стажа работодателю необходимо:

Определить количество полных месяцев работы во вредных и (или) опасных условиях труда, для чего необходимо суммарное количество дней работы в соответствующих условиях в течение года разделить на среднемесячное количество рабочих дней. Если остаток составляет менее половины среднемесячного количества рабочих дней, он исключается из подсчета, если половину и более — округляется до полного месяца (письмо Роструда от 18.03.2008 № 657-6-0).

Сокращенное рабочее время.

В силу ст. 91 ТК РФ работодатель ведет учет времени, фактически отработанного каждым работником, в т. ч. и в случае работы во вредных и (или) опасных условиях труда. Табель учета рабочего времени должен отражать сокращенное рабочее время (буквенный код «ЛЧ» (цифровой — «21») — сокращенная продолжительность рабочего времени против нормальной продолжительности рабочего дня в случаях, предусмотренных законодательством).

Вопросы в тему

Можно ли увеличить работнику, работающему во вредных условиях труда, рабочее время с 36 до 40 часов?

Частью 3 ст. 92 ТК РФ предусмотрена возможность увеличения продолжительности рабочего времени с 36 часов до 40 часов, но при следующих условиях:

    эта норма должна быть закреплена в отраслевом (межотраслевом) соглашении и коллективном договоре;

    должно быть письменное согласие работника, оформленное путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору.

    Свое согласие на увеличение продолжительности рабочего времени работник должен выразить обязательно . Иногда работодатели об этом забывают, и тогда суд становится на сторону работника (Решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 30.04.2014 по делу № 2-867/2014~М-659/2014);

    работнику должна выплачиваться денежная компенсация.

Может ли инспектор выдать предписание оплатить сверхурочные работы, если работникам была установлена 40-часовая продолжительность рабочего времени вместо 36-часовой в нарушение законодательства?

Нередко работники обращаются в инспекцию труда с жалобой на то, что работодатель не предоставляет компенсации за работу во вредных условиях труда (например, не оплачивает сверхурочную работу). В результате инспекции труда нередко выносят предписания произвести соответствующие выплаты. Работодатели оспаривают такие предписания как вынесенные инспекторами с превышением их компетенции. В соответствии с Конвенцией Международной организации труда № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» от 11.07.1947 (принята в г. Женеве 11.07.1947 на 30-ой сессии Генеральной конференции МОТ, ратифицирована Россией 11.04.1998) инспектору труда не предоставлено право выносить обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам. Такую позицию подтверждает судебная практика (Апелляционные определения Саратовского областного суда от 11.09.2014 № 33-5170, Верховного Суда Республики Коми от 12.12.2013 по делу № 33-6287/2013).

Апелляционные определения Московского городского суда от 30.07.2015 по делу № 33-26906/15, Мурманского областного суда от 04.03.2015 № 33-353/2015, Брянского областного суда от 14.01.2014 по делу № 33-87/14; Решение Ленинградского областного суда от 03.06.2014 № 7-785/2014.

Порядок обоснования компенсаций медицинским работникам «за вредность» существенно изменился с момента вступления в силу с 1 января 2014г. Федерального закона № 426 «О специальной оценке условий труда» и Федерального закона № 421 «О внесении изменений в некоторые законодательный акты РФ в связи с вступлением в силу ФЗ-426 «О специальной оценке условий труда»» (данный закон внес изменения в Трудовой Кодекс РФ в части обоснования предоставления компенсаций). Данные изменения до сих пор вызывают изрядную путаницу в порядке применения нормативных документов и в порядке обоснования компенсаций, что наиболее наглядно проявилось в организациях здравоохранения.

Новые подходы применяются для медицинских организаций всех форм собственности, но наиболее актуальны для бюджетных организаций, потому что непосредственно связаны с подтверждением целевого расходования бюджетных средств на компенсации работникам.

Существующее до настоящего времени понятие «компенсации за вредность» не являются юридически корректными и не могут применяться в официальных документах организации, тем более в бухгалтерской документации.

Руководителям медицинских организаций, главным бухгалтерам, профсоюзам, самим работникам следует различать, что в настоящее время существуют разные системы компенсаций и стимулирования в отрасли, которые работодатель обязан предоставлять работникам. Это: компенсации за работу во вредных условиях труда («за вредность») и компенсации, не связанные с условиями труда (за принадлежность к медицине, за характер выполняемых работ, за «специфику», за принадлежность к некоторым отраслевым «спискам», стимулирующие). В отличие от аттестации рабочих мест по условиям труда, когда в картах АРМ могло указываться любое из перечисленных оснований для подтверждения прав работников на компенсации, в картах специальной оценки условий труда (далее - СОУТ) теперь могут указываться только основания, связанные с фактически подтвержденными вредными условиями труда. В связи с распространенным вольным толкованием данного положения законодательства о специальной оценке условий труда, во 2-м квартале 2015г. планируется внесение соответствующих конкретизирующих изменений формулировок в ФЗ-426.

Компенсации «за вредность» являются в своем роде «дополнением» к другим компенсациям, которые предусмотрены медикам за сам факт работы в медицинских учреждениях, в медицинских должностях, выполняющими отдельные виды медицинских работ.

Так какие компенсации могут быть подтверждены в картах СОУТ на рабочих местах?

Трудовым Кодексом РФ предусмотрены следующие компенсации за работу во вредных или опасных условиях труда:

  1. Доплаты к окладу в размере не менее 4% должностного оклада (статья 147).
  2. Дополнительный оплачиваемый отпуск не менее 7 календарных дней (статья 117).
  3. Сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю (статья 92).

Данные компенсации устанавливаются только по результатам СОУТ или действующей (не более 5 лет с момента завершения) аттестации рабочих мест по условиям труда, которые подтверждают (не подтверждают) наличие на конкретном рабочем месте (независимо от наименования организации, подразделения, должности) вредных или опасных условий труда. Подтверждение вредных условий труда возможно только по результатам проведения инструментальных измерений факторов рабочей среды и трудового процесса. При этом следует учитывать, что:

Допустимыми (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда (с учетом времени воздействия) . Данные условия труда являются безвредными, даже если на рабочем месте присутствует вредный фактор. Компенсации за них не предоставляются.

Вредными (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами условий труда (с учетом времени воздействия) .

Поэтому основной принцип реформирования системы предоставления компенсаций заключается в следующем: работодатель обязан предоставлять работнику компенсации только при подтверждении на конкретном рабочем месте вредных условий труда (3-й класс) с учетом новой редакции указанных статей ТК РФ. Во всех других случаях (2-й класс) работодатель не обязан

предоставлять компенсации, но они могут устанавливаться как дополнительные (повышенные) по Колдоговору или по трудовому договору с конкретным работником:

1-й класс (оптимальные условия труда) - обязательные компенсации не установлены,

2-й класс (допустимые условия труда) - обязательные компенсации не установлены,

3-й класс (вредные условия труда):

3.1- обязательные компенсации: доплаты

3.2- обязательные компенсации: доплаты + дополнительный отпуск

3.3- обязательные компенсации: доплаты + дополнительный отпуск + сокращенная продолжительность рабочего времени

3.4- обязательные компенсации: доплаты + дополнительный отпуск + сокращенная продолжительность рабочего времени

4-й класс (опасные условия труда) - обязательные компенсации: доплаты + дополнительный отпуск + сокращенная продолжительность рабочего времени.

Конкретные размеры компенсаций работодатель устанавливает самостоятельно с учетом мнения выборного органа трудового коллектива после завершения СОУТ (приказ, изменения в Колдоговор, в трудовой договор). В картах СОУТ на рабочем месте не устанавливается фактическое предоставление (отмена, уменьшение) и размер компенсаций работникам, занятым на данном рабочем месте, а только подтверждается право работника на конкретные компенсации. Реализация данных прав - обязанность работодателя. Общий порядок предоставления (отмены, изменения) компенсаций регламентируется статьей 219 ТК РФ.

При этом согласно статьи 15 ФЗ-421 отменить или уменьшить размеры компенсаций можно только после проведения СОУТ, которая подтвердит, что условия труда улучшены и стали безвредными (2-й класс). До этого работодатель не имеет права отменять или уменьшать компенсации.

Положения Коллективного договора или трудового договора, предусматривающие предоставление компенсаций и их размеры, также являются обязательными к исполнению до тех пор, пока не будет подтверждено улучшение условий труда (2-й класс по результатам СОУТ) и не внесены соответствующие изменения в эти документы.

Доплаты.

Для медицинских работников в целях совершенствования оплаты труда применяются несколько видов увеличения оплаты труда:

  1. Компенсационные доплаты к окладу за:

- работу во вредных или опасных условиях труда (статья 147 ТК РФ),

Работу в местностях с особыми климатическими условиями,

За работы, выполняемые в условиях, отклоняющихся от нормальных (различной квалификации, совмещение, сверхурочные, «ночные» и т.д.),

За работу с государственной тайной,

Персонифицированная доплата.

3. Стимулирующие доплаты: за стаж, за качество, за интенсивность и т.п.

Только один из перечисленных видов выплат, а именно «Компенсационные доплаты за работу во вредных и опасных условиях труда», - устанавливается по результатам оценки условий труда (не ниже класса 3.1) и указывается (обосновывается право работников) в строке 040 карт СОУТ конкретного рабочего места.

Все другие виды выплат не зависят от условий труда и устанавливаются независимо от результатов оценки условий труда (приказ, Колдоговор, трудовой договор), поэтому в строке 040 карт СОУТ не указываются.

Дополнительный отпуск.

Дополнительный оплачиваемый отпуск медицинским работникам предоставляется на общих основаниях - согласно статьи 117 ТК РФ при установлении класса условий труда на конкретном рабочем месте по результатам СОУТ не ниже 3.2 (независимо от наименования организации, подразделения, должности).

Действовавший до этого отраслевой Список 298 (1974года), на основании которого все медицинские работники имели право на дополнительный отпуск (и получают его до сих пор) в размере 6, 12 рабочих дней (некоторые категории - 18, 30 и более рабочих дней), в настоящее время не применяется (является нелегитимным), так как не приведен в соответствие с новой редакцией ТК и противоречит ФЗ-421. В картах СОУТ дополнительный отпуск на основании данного Списка не подтверждается.

Существует еще один действующий нормативно-правовой акт, подтверждающий права некоторых категорий медицинский работников на дополнительный отпуск - это Постановление Правительства РФ от 6 июня 2013г. № 482 «О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников». Согласно этого документа дополнительный отпуск предоставляется медицинским работникам, участвующим в оказании психиатрической помощи, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, по перечню согласно приложения.

Данное право работников на компенсацию также не связано с результатами оценки условий труда (3-м классом), а зависит только от «специфики» деятельности включенных в перечень организаций и видов работ, поэтому в картах СОУТ дополнительный отпуск на основании этого документа также не подтверждается.

Постановление № 482 действующее, может применяться, но при этом следует учитывать, что медицинским работникам, которым установлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по другим основаниям (СОУТ), отпуск предоставляется по одному из оснований. Это означает, что если работнику устанавливается дополнительный отпуск в зависимости от результатов СОУТ (за класс условий не ниже 3.2), то постановление № 482 не применяется. А если компенсация устанавливается согласно этого постановления, то результаты оценки условий труда (класс) не учитываются.

Так что, работодатель в данном случае имеет «право выбора».

Следует иметь в виду, что помимо перечисленных, существует несколько оснований для предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска, они предусмотрены статьей 116 ТК РФ, это: за особый характер работы (постановление № 482), за ненормированный рабочий день, «северный» и др. Все они устанавливаются работодателем самостоятельно в зависимости от финансовых возможностей (приказ, Колдоговор, трудовой договор) с учетом мнения выборного органа трудового коллектива, и не зависят от условий труда.

В строке 040 карт СОУТ конкретных рабочих мест подтверждается право на дополнительный оплачиваемый отпуск только по одному основанию - класс условий труда не ниже 3.2 по результатам СОУТ данного рабочего места (независимо от наименования организации, должности, выполняемых работ).

Сокращенная продолжительность рабочего времени.

Сокращенная продолжительность рабочего времени (менее 40 часов в неделю) медицинским работникам предоставляется также как и предыдущие рассмотренные компенсации - по 2-м основаниям.

В картах СОУТ подтверждается право работника, занятого на конкретном оцениваемом рабочем месте, если подтверждаются вредные условия труда (не ниже класса 3.3.).

Все другие основания не зависят от условий труда и «сокращенка» в этих случаях устанавливается на основании статьи 350 Трудового Кодекса «Некоторые особенности регулирования труда медицинских работников» приказом, Колдоговором, трудовым договором. Это:

Продолжительность рабочего времени не более 39 часов, если работник является именно «Медицинским работником» согласно Номенклатуре должностей,

Продолжительность рабочего времени менее 39 часов в неделю, если наименование организации, должности, вид работ предусмотрен в Перечнях, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2003г. № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности».

Обоснование прав работников на сокращенную продолжительность рабочего времени по этим документам, а также за работу женщин «на селе», за «северные», подлежит обязательному применению, но не указывается в картах СОУТ.

Некоторые другие вопросы «льгот» для медиков.

Льготные пенсии медицинским работникам предоставляются по 2-м основаниям:

  1. Пенсия «за выслугу лет». Данная пенсия предусмотрена Федеральным законом № 400 «О страховой пенсии в РФ», статья 30, п.1, п/п 20. Права на данные пенсии, а также льготный пенсионный стаж в данном случае не зависят от занятости работника во вредных условиях труда и устанавливаются в зависимости от наличия наименования организации, должности в списках, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.10.2002г. № 781. Пенсия по этому основанию не подтверждается в картах СОУТ рабочего места.
  2. Пенсия «за вредность». Именно такая льготная пенсия - за работу во вредных условиях труда - подтверждается в картах СОУТ и она зависит от выполнения 2-х основных условий:

Наличия наименования организации, должности, работ в пенсионных Списках № 1 и № 2 (рентгенологи, фтизиатры, психиатры и др.),

Подтверждения по результатам СОУТ класса условий труда не ниже 3.1 (независимо от какого именно вредного фактора).

Только в таком случае право работника на льготную пенсию по Спискам может быть подтверждено. При этом в льготный пенсионный стаж включаются периоды занятости не менее 80% смены в данных - вредных- условиях труда. Учет такого времени должен вести работодатель, в картах СОУТ это не отражается, так как СОУТ проводится не реже 1 раза в 5 лет и не может вести детальный учет рабочего времени за такой период.

Именно за такие - «вредные» - рабочие места работодатель обязан платить в Пенсионный Фонд РФ дополнительные взносы для формирования льготных пенсий своих работников («вредников»).

Обеспечение работников молоком или другими равноценными пищевыми продуктами.

В картах СОУТ подтверждается право работника на данную компенсацию только при наличии 3-х обязательных условий:

  1. Наличие вредного фактора в Перечне, утвержденном приказом МЗСР РФ от 16.02.2009г. № 45н.
  2. Наличие превышения данного фактора над гигиеническими нормативами (ПДК) по результатам СОУТ, в том числе по патогенным микроорганизмам в воздухе рабочей зоны и по ионизирующему излучение (проведение измерений, подтверждающих превышение - обязательно).
  3. Работа в данных условиях не менее половины смены.

Таким образом, проблемы обоснования и реализации прав медицинских работников на компенсации за работу во вредных условиях труда в настоящее время напрямую связаны с двумя основополагающими моментами. Это, во-первых, - знание законодательства Российской Федерации в сфере охраны труда, которое претерпело крупномасштабные изменения в связи с введением в действие специальной оценки условий труда. И второе - с вопросом подтверждения реально существующих (не по Спискам, не потому, что «так было раньше» или «так кажется») вредных условий труда на каждом отдельно взятом рабочем месте.

Работа, связанная с вредными или опасными факторами является неотъемлемой частью технологической цепочки многих предприятий. Большинство из них составляют промышленные и сложные производства.

Однако ни работодатель, ни сам сотрудник не могут на основании своих впечатлений утверждать, что условия труда для конкретной должности негативно влияют на здоровье работника. Законодатель исключает конфликт интересов и передает эти полномочия профессиональным сертифицированным организациям.

Что такое вредные условия труда?

Еще несколько лет назад, до 2013 года, предприятия использовали понятие « » и самостоятельно принимали решение о необходимости ее проведения.

Федеральный закон № 426-ФЗ ввел понятие Специальной оценки условий труда (СОУТ) и правила ее проведения. Начиная с 2014 года работодатель инициирует эту процедуру в обязательном порядке.

И только на этом основании становится возможным утверждать, опасны ли рабочие места для здоровья работника, в связи с чем он имеет право на дополнительные льготы и гарантии.

Важно помнить о штрафных санкциях, которые будут наложены на работодателей, пренебрегающих законом о СОУТ. Результат оценки должен быть зафиксирован и предоставлен для ознакомления каждому сотруднику.

Кроме того, его необходимо включить в , прописав в разделе «Условия труда». Это означает, что работник еще до начала выполнения трудовой функции предупрежден о возможном риске для здоровья.

Проводить спецоценку необходимо каждые 5 лет. Актуальный список организаций, имеющих право оказывать услугу по проведению СОУТ, опубликован на официальном сайте Роструда.

Закон установил 4 класса рабочих факторов:

  1. Оптимальные;
  2. Допустимые;
  3. Вредные;
  4. Опасные.

Прежде чем отнести условия труда к одному из них, специалисты по оценке замеряют уровень и пульсацию освещенности, вибрации, загазованности, запыленность, температуру и шумы в месте выполнения работы.

Дополнительным фактором риска являются рентгеновское облучение, электромагнитные поля, инфра- и ультразвук, использование пневмооборудования, биологические препараты.

Третий класс опасности встречается наиболее часто, поэтому он разбит на несколько подкатегорий, от первой до четвертой, по степени возрастания риска для здоровья. Для удобства они обозначаются индексами 3.1, 3.2, 3.3., 3.4.

Льготы для работающих во вредных условиях

Список льгот за вредные условия.

Трудовой кодекс РФ обязывает работодателя компенсировать риски рядом льгот, регулируя при этом нормы производительности, периодов отдыха и медицинского обслуживания.

Для рабочих мест с индексом 3.1 и 3.2 выделяют следующие виды льгот:

  • сокращенная норма рабочих часов. Корректировка должна быть произведена в графике рабочего времени. Если основной нормой для большинства сотрудников является 40 часов еженедельно, то наличие вредных факторов сокращает ее до 36 часов.

Однако законодатель не отбирает у работника права выходить на работу чаще, но данные часы будут считаться переработкой и должны быть оплачены в двойном размере. Необходимо помнить, что законодательство запрещает переработку свыше 120 часов в год.

Особые нормы установлены для специалистов, которым установлен . Нарушением будет выбрать «вреднику» годовую норму, в данном случае возможна только ежеквартальная;

  • . Помимо основного оплачиваемого отпуска, который предоставляется ежегодно каждому работнику, существуют специальные гарантии добавленного времени отдыха. Эта льгота распространяется только на сотрудников, чье рабочее место по результатам проверки имеет индекс 3.2.

Минимальная продолжительность дополнительных отпусков равна 7 дням. По аналогии с основным их необходимо включить в график в порядке общей очереди. Преимущественного права в отношении сроков предоставления наличия вредных факторов не дает;

  • доплата за работу в неблагоприятных условиях труда. По общему правилу она составляет не менее 4% от окладов или тарифных ставок сотрудников, работающих на аналогичных должностях в более комфортных условиях. Во многих производственных сферах существуют также межотраслевые соглашения, действующие на территории одной или нескольких федеральных субъектов.
  • досрочный выход на пенсию, до наступления официально утвержденного в стране пенсионного возраста. В соответствии с данной нормой мужчины могут выйти на пенсию уже в 55 лет, а женщины – в 50. При этом необходимо соблюдение двух важных условий.

Во-первых, контакт с труда должен приходиться как минимум на 80% времени нахождения на рабочем месте. Во-вторых, необходимо точное соответствие названия должности с указанными в квалификационном справочнике ЕТКС.

Стоит отметить, что выход на досрочную пенсию будет невозможен, если общий рабочий стаж на вредном производстве менее 12 лет.

Таким образом, законодатель не допускает хитрости со стороны работника, готового поступить на работу в особых условиях труда непосредственно перед наступлением предпенсионного возраста;

  • плановые медицинские осмотры. Служба Роспотребнадзора несет ответственность за контроль правильного оформления медицинских книжек сотрудников. Регулярные медицинские осмотры регламентированы приказом №302-н. Их сроки и программа описаны в Приложениях к приказу.

Молоко и отпуск можно заменить денежной компенсацией.

Обязательным для всех является обследование на туберкулез, ВИЧ и нервно-психические расстройства. Работник проходит осмотр самостоятельно, а работодатель на основании представленных квитанций или чеков компенсирует эти расходы.

Если заключение, выданное медицинской организацией сотруднику, содержит противопоказания к работе на занимаемой должности, его необходимо перевести. В случае отсутствия подходящих ему штатных позиций, трудовой договор с ним прекращается;

  • выдача молока и его равнозначных заменителей. Это относится к работам, на которых специальной оценкой условий труда выявлены риски по химическим факторам;
  • оплата страхования жизни и здоровья. Федеральный закон № 125-ФЗ обязывает работодателя обеспечить страховку от несчастных случаев. При наступлении такой ситуации сотруднику будет выплачена страховая сумма. Получение работником травмы на производстве гарантирует оплату лечения, лекарственных средств, реабилитации и санаторно-курортного лечения.

Кроме того, многие работодатели с помощью дополнительной медицинской страховки (ДМС) дают возможность своим сотрудникам проходить профилактическое лечение по врачебным профилям зоны риска;

  • средства индивидуальной защиты (СИЗ). Их необходимо не просто выдать каждому работнику под подпись, но также провести инструктаж по правилам их использования. В стандартный набор СИЗ входят спецодежда, средства для защиты головы, органов дыхания, рук, смывающие средства, специальные мыла.

Законодатель категорически запрещает внутреннее и внешнее на должностях, каждая из которых выполняется во вредных условиях труда. Несовершеннолетие сотрудника также должно стать причиной отказа в приеме на должность с индексом 3.1 или 3.2.

Беременную сотрудницу также необходимо не просто перевести на легкий труд, как это принято делать, но оградить от воздействия вредных факторов, переместив рабочее место в другое подразделение.

Аналогично оформляют отношения с женщинами, имеющими детей в возрасте до полутора лет, но уже вышедшими на работу.

Многие предприятия имеют традицию составлять и подписывать коллективный договор. Все гарантии и компенсации необходимо зафиксировать и здесь. При приеме в организацию с документом ознакамливают под подпись каждого сотрудника.

Особый порядок начисления компенсаций.

Замена льгот на денежные выплаты законодателем не запрещена. Так, например, работодатель вместо выдачи молока может компенсировать его суммой, эквивалентной его стоимости.

До января 2014 г даже по желанию сотрудника не мог быть заменен выплатой дополнительный отпуск. Роструд обусловливал это логически и объяснял тем, что качественное питание работником может быть организовано самостоятельно, а отдых возможен только при условии отвлечения от работы.

В настоящее время стала возможна его частичная замена, в ситуации, когда накопленный отпуск более 7 календарных дней. Но с работником такая договоренность должна быть заранее закреплена в дополнительном соглашении к действующему трудовому договору.

Минимальный размер выплаченной компенсации рассчитывается исходя из среднего заработка работника за последний год. Отраслевые соглашения или коллективный договор могут устанавливать дополнительные коэффициенты, увеличивающие компенсации.

Большинство компенсационных выплат, которые связаны с выполнением рабочих обязанностей, законодатель освобождает от вычета НДФЛ. К ним относятся командировочные, расходы за эксплуатацию личного автотранспорта, амортизация.

Но по решению Министерства финансов в компенсации за особые условия на рабочем месте не относится к таким видам дохода. Официальным письмом, содержащим разъяснение по ситуации Минфин заявляет, что оснований для освобождения от налогообложения нет.

Приказ № 185, изданный Министерством здравоохранения, содержит перечень профессий, которые относятся к зоне риска. Среди них не только работники промышленного сектора, но и пекаря, педагоги, медики, сотрудники авиации, метро, железнодорожного сообщения, исправительных учреждений.

При определении перечня специалисты руководствовались частотой появления профессиональных заболеваний, принимающих хронический характер.

Особую роль и влияние на предприятии имеет профсоюзная организация. Она контролирует качество проведения СОУТ, соблюдение гарантий, предоставленных «вредникам», своевременный инструктаж по технике безопасности, выдачу СИЗ и их качество.

Профсоюз не имеет полномочий, разрешающих запретить или приостановить работы, грозящие рисками для здоровья. Однако он может оформить свое мнение в виде письма работодателю, подать коллективное обращение в надзорные органы.

Документ не будет являться руководством к действию, но при назревании конфликта разумно договориться с профсоюзом. Практика споров показывает, что в большинстве случаев суды и трудовая инспекция встают на сторону представителя работников. Минимизировать риски конфликта поможет заключение коллективного трудового договора с подробным описанием всех компенсаций и гарантий.

Из этого видео вы узнаете о льготах и компенсациях за вредные условия труда.

Форма для приема вопроса, напишите свой