Меню

Психолог театрально игровая деятельность. Театрализованная деятельность в доу по фгос

На заметку

Театрально-игровая деятельность в детском саду – это одна из любимых занятий наших воспитанников. А нравится детишкам она потому, что в основе его лежит игра. Она занимательна, развивает интеллект, речь, ум, дает возможность детям показать свои эмоции и настроение. Театрализованные игры являются разновидностью творческих игр, в которых формируется художественный вкус детей.

В группе мы ведем кружок «Без – нәни артистлар» - «Мы – маленькие артисты». Кружок ведется по четвергам, в вечернее время, во время режимного момента. Когда уже нет занятий, платных кружков, мы окунаемся в свой театральный мир. Вовлекая деток в театрализацию, мы прежде всего добиваемся развития их коммуникативных качеств, формирования положительных взаимоотношений в процессе совместной деятельности детей.

В группе мы оборудовали театральный уголок. Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в театральном уголке мы разместили разные виды кукольного театра – пальчиковый, конусный, би-ба-бо, а так же маски и куклы. В уголке ряжения висят костюмы, которые нам подарили, сшили родители. У нас есть театральный домик – «Әкияттә кунакта” –“В гостях у сказки”. Дети очень любят играть в этом домике, рассказывают и показывают сказки друг-другу, группе. В первый же день, когда появился этот домик в группе, наш Эмир собрал всех и рассказал сказку “Колобок”. Сохранился видео, хочу вам показать отрывок. (отрывок из видео)

Так как мы подготовительная группа, не только играем, но знакомим детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, воспитываем культуру поведения. В работе над спектаклем учим сочинять этюды по сказкам; развиваем навыки действий с воображаемыми предметами, умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т. д.)

Подводя итог, хочется сказать о важном значении театральной деятельности, которая помогает сформировать общую культуру ребёнка, приобщить его к духовным ценностям, знакомить детей с литературой, правилами этикета, развить игровое поведение, умение общаться со сверстниками и взрослыми, развивать навыки публичного выступления и творческого содружества. Работа по развитию у дошкольников творческих способностей в процессе театрализованных игр и постановок приносит свои плоды: у ребят активизируется и обогащается словарь, они стали свободнее, раскрепощённые в общении, а главное, они испытывают эмоциональный подъём. Наши дети с удовольствием сыграли спектакль «Доктор Айболит на новый лад» в садике и воспитателям района, участвовали в республиканском конкурсе со спектаклем «Муха-цокотуха» - «Чебен-чебенчек», показали себя настоящими артистами.

Мы надеемся, что наши дети и в школе будут такими же активными, творческими личностями.

Театральная деятельность как средство для решения психологических проблем дошкольника

подготовила педагог-психолог: Семенюк М.А.

«Театр – это волшебный мир,

В котором ребенок радуется, играя,

Познает окружающие…»

О.П. Радынова

Сейчас такое время, когда о чём бы ни заговорил, будь то наука, промышленность, образование или искусство, – всё обрастает массой проблем. Да, наше время – время стрессов, резких взлётов и ещё более резких падений в судьбах людей.

Пресса, телевидение, фильмы, даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Всё это обрушивается на незащищённое эмоциональное поле ребёнка. И стает вопрос, как уберечь его от такой страшной разрушительной силы?

Один из действующих и эффективных методов, это - Театрализованные игры, они всегда радуют, смешат детей, пользуются у них успехом.

Дети с большим удовольствием принимают участие в различных видах театрализованной деятельности. Они позволяют создать благоприятную эмоциональную базу для развития положительных эмоций, этических чувств.

Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению обучаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Многие авторы (Сорокина Н.Ф., Менджерицкая Д.В., Ануфриева Г.В. и др.) утверждают, что сейчас в детских садах дети стали меньше играть, особенно в театрализованные игры. Игры сворачиваются и не достигают развитой формы, что отрицательно отражается на психическом и личностном развитии детей.

Об этом свидетельствует значительный рост количество детей дошкольного возраста, имеющих речевые отклонения, отклонения в эмоционально-волевой сфере. В результате увеличилось число дошкольников с низким уровнем коммуникативного развития: недостаточной произвольностью поведения, эмоциональной неуравновешенностью, сложностью в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми, слабо развитой речью, не умеющих поддержать беседу, высказать свою точку зрения.

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка направлена в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально – духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но они значительно реже восхищаются и удивляются, равнодушны ко всему, интересы их ограниченны, игры однообразные.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл» , т. е. не натренировал свою фантазию и воображение. В период адаптации ребёнка к школе у многих первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, у других суетливость.

Чтобы оградить детей от этих проблем, необходимо, начиная с дошкольного возраста проводить коллективные развивающие и специальные театрализованные игры, необходимо создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбодрить зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Театрализованная деятельность дает возможность развивать способности каждого ребёнка, формировать его творческое воображение, коммуникативные умения, эмоционально-волевую сферу.

Для того чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления в различных видах деятельности, поэтому так важно с самого раннего детства приобщать ребенка к музыке, живописи, литературе, театру.

Театральная деятельность развивает ребенка целостно: эмоционально и интеллектуально, духовно и физически. Совершенствует артистические навыки, побуждает их к созданию новых образов, развивает и воспитывает положительные качества личности, способствует коррекции негативных проявлений, так же развивает: ощущения, чувства и эмоции, воображение, фантазию, внимание, память, волю.

Театр – одна из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни. Театр открывает перед ребенком возможность активного проявления себя в самых различных видах деятельности в жизни. Причем роли иногда резко отличаются от нашего характера. Константин Сергеевич Станиславский писал: «Все, конечно, знают наше актерское свойство: некрасивый хочет быть на сцене красавцем, низкий – высоким, неуклюжий – ловким. Актеры часто ищут на сцене того, что им не дано в жизни». Также и дети. Роль может раскрыть в ребенке то, что в нем скрыто.

Театральная постановка – продукт совместной деятельности , который требует концентрации сил каждого участника. Каждый участник совместного театрального творчества вносит свой вклад, понимая при этом, что и от его усилий зависит общий успех.

Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; она способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

В воспитании и обучении детей я решила уделить особое внимание театрализации сказок. В сказках персонажи делятся на отрицательных и положительных героев. Сказки служат для детей первым уроком нравственности и морали. В них добро всегда побеждает зло. Это настраивает ребенка на оптимистическое восприятие жизни, формирует положительные черты характера и навыки общественного поведения.

Театр это школа , потому что он рассказывает о мире, о жизни. Одна из важнейших функций театра – это познавательная функция. Благодаря ей осуществляется передача социального опыта от одного поколения к другому. Поэтому так важно приобщение к театру юного поколения.

Детей необходимо учить управлять своим эмоциональным состоянием, формировать у них адекватное поведение. Для этого целесообразно проводить различные театрализованные этюды и упражнения, подобрать дидактические игры и литературный материал.

Для развития двигательной активности и координирования моторики существуют различные гимнастические упражнения и подвижные игры, а так же упражнения для пальчиковой гимнастики.

Для развития творческого воображения используются сказки без начала и конца, этюды с незавершенным действием. Или сценки с отсутствием действующих лиц. Также для работы над мимикой используются упражнения с элементами пантомимы.

Работая с детьми, я целенаправленно использую кукольный театр в своей практике. Ставим вместе с детьми разные сценки, разыгрываем ситуации. Дети по своему желанию участвуют в кукольных постановках, и используют театральный уголок в самостоятельной деятельности – в игре. С большим удовольствие и с интересом, дети придумывают новые сказки.

Во время групповых занятий, дети активно участвуют в распределение ролей, я стараюсь, чтобы в наших театральных увлечениях принимали участие все дети пришедшие на занятия. Но очень часто можно наблюдать картину как некоторые дети отказываются принимать участие в этом виде деятельности, хотя с удовольствием наблюдают за этим процессом. А когда я их спрашиваю, почему, обычно говорят: не умею, не хочу, не интересно. Мои уговоры, и любое предложение не действовали. Это может быть ребенок, который ходит в детский сад с 2-х лет, или ребенок, до этого никогда не посещавший детский сад.

Обычно в общей игре хотят участвовать все дети, но некоторые из них, в силу своих психологических особенностей боятся принимать участие в театральной деятельности, страх быть осмеянным сверстниками, боязнь и не желание получить отрицательную оценку за свою деятельность. Так и на занятиях, кто то тянет руку и не может дождаться, когда его спросят, а кто то сидит тихо, и переживает, а если его спросить то чаще всего молчит.

Встала проблема: как помочь детям поверить в себя, не бояться выступить, даже если ответ будет смешным и не правильным? кукольный театр может помочь в работе и с неуверенными в себе детьми.

Выдающийся русский психолог Лев Семенович Выготский писал: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощение» (книга « Воображение и творчество в детском возрасте»).

Н.Ф. Сорокина в своей книге «Играем в кукольный театр» рассматривает несколько ситуаций и предлагает варианты побуждения детей в общую театральную игру. Она предлагает сделать с детьми игрушки из бумаги для настольного театра и использовать эти игрушки в постановке. Предложить детям роль, например, без слов.

Т.Н. Караманенко и Ю.Г. Караманенко в книге «кукольный театр – дошкольникам» рекомендуют начинать с маленьких и легких, знакомых сцен, разговаривать знакомыми и любимыми игрушками, простых в обращении.

Для решение этой проблемы важно поговорить с родителями детей, заинтересовать их и привлечь, можно предложить из дома принесли оду из его любимых игрушек - мягкую кошечку, слоника, собачку, с которой по началу будет работать ребенок.

В дальнейшем с застенчивыми детьми можно подготовить демонстрацию пальчиковой гимнастики для других детей: «Дом и ворота» В. Цвынтарного, «Мизинчик» Л.П. Савиной и др. Взрослый говорит слова, ребенок показывает движения, а ребята все повторяют.

Затем совместно с другими детьми показать сценку по любому маленькому стихотворению (например И. Жукова «Киска». Опять же взрослый говорит слова, а они показывают движение игрушкой. Можно подготовить ряд потешек.

Можно предложить еще вариант, каждый ребенок выбирает себе любую игрушку, и уже не ребенок здоровается, а «зайчик», или «лисичка», и ему уже намного легче, потому что все внимание концентрируется на игрушке, а не на нем и есть возможность справиться с волнением и страхом и выполнить задание.

Этот приём можно использовать на любом занятии, при чтении стихов, при ответах на вопросы, помочь ребёнку побороть страх.

Ведь любое переживание сопровождается напряжением какой-либо группы мышц и при помощи некоторых упражнений, игр можно ослабить мышечное и эмоциональное напряжение (артикуляция, гимнастика, психогимнастика, музыкальные игры, упражнения на расслабление мышц). Чтобы ребёнок почувствовал расслабление в мышцах, он должен сначала почувствовать мышечное напряжение. Проделаем несколько упражнений: «Штанга» (мышцы рук и кистей, «Любопытная Варвара» (мышцы шеи).

В игре-драматизации складываются благоприятные условия для формирования личности ребенка, его нравственных черт характера. Например эгоистичный драчливый мальчик, вовлеченный в игру-драматизацию, причем он получал роли, противоположные его темпераменту, он был то храбрым петушком, защищающим зайчика от лисы, то колобком, веселым и добрым. И поощряется его правильное изображение. Ребенок изменился: стал менее задиристым, более терпимее относиться к товарищам.

В процессе прослушивания сказок и обыгрывания их, дети учатся сочувствовать героям сказки. Например, в сказке «Курочка ряба» , дети мимикой показывали, как дед и баба были растроены по поводу утери яичка. Вживаясь в роль, они учились сочувсвовать горю не только героям сказки, но и обыкновенным окружающим. Вместе с персонажами сказки, дети негодуют и радуются, борятся со злом, утверждают добро.

В дальнейшем можно усложнить задание использую пиктограммы. Детям предлагается для начала исследовать предмет. Обратите внимание на форму и представьте на что похож этот предмет. Задача детей изобразить молча этот предмет в действии, а наша задача догадаться что это. (Например, ложка, помещать, поесть). Нужно донести информацию с помощью жестов- это одна из составляющих проявления эмоций. Следующая составляющая – мимика. Теперь обратим внимание на изображение пиктограммы здесь чётко обозначены признаки того или иного настроения (положение бровей, уголков рта, глаз). Детям это помогает научиться определять эмоции, выражать их на своём лице. Чем мы сейчас и займёмся. Вспомните известную сказку про царицу, которая любуется в зеркало и разговаривает с ним «Свет мой - зеркальце, скажи да всю правду доложи, я ль на свете всех милее и румяней, и белее? ». Представьте, что это зеркало. И детям нужно глядя в него произнести эти слова с интонацией и мимикой соответствующей тому, что изображено на пиктограмме. А остальные должны определим эмоциональное состояние ребенка.

Очень важно на занятиях для детей создавать ситуацию успеха, даже если ребёнок не совсем точен в своих действиях, он должен чувствовать свою нужность и значимость.

Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Взрослый призван помогать ребёнку открывать черты прекрасного в окружающем мире, приобщать его к доступным видам художественно-эстетической деятельности.

В завершении хотелось бы отметить, что все эти приёмы, которые я использую в своей работе по развитию психо-эмоциональной сферы детей универсальны для любой деятельности с дошкольниками. Если ребёнок психологически благополучен, то он полноценно развивается: и творчески, и интеллектуально, и физически.

Наталия Смотрова
Организация театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста

В статье изложен опыт организации театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста . Предпринята попытка осветить вопросы раннего формирования творческой активности воспитанников в условиях , определяющей социально-коммуникативное развитие дошкольников .

Ключевые слова : дошкольники , , коммуникативные способности.

Актуальность исследования обусловлена усилением внимания ученых и практиков к улучшению воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста , созданию оптимальных условий для всестороннего развития личности, в т. ч. для социально-коммуникативного развития дошкольников .

дошкольников . У детей деятельности невербальные детей пробуждает интерес у

Введите в мир театра малыша ,

И он узнает, как сказка хороша,

Проникнется и мудростью, и добротой,

И с чувством сказочным пойдет он жизненной тропой

Г. ПОПОВА

Сегодня, с введением ФГОС в ДОУ задача развития творческой деятельности детей с самого раннего возраста остается одной из приоритетных. Одним из распространенных видов детского творчества является театрализованная деятельность . Театрализация близка ребенку , потому что тесно связана с игрой. Занятия театрализованной деятельностью вызывают у детей большой интерес и море положительных эмоций при проигрывании ролей. Именно театр помогает ребенку раскрыться, познать и усвоить что-то новое, а также способствует общему развитию, проявлению любознательности, целеустремленности. «Кроме того, занятия театрализованной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию» .

Для организации театрально-игровой деятельности в группе созданы необходимые условия : оборудована зона театрализованной деятельности , в которой находятся различные виды театра , ширмочки, реквизиты, костюмы, шапочки и др. Все это доступно для детей и мобильно .

Театрально-игровую деятельность с детьми мы организуем во всех видах образовательной деятельности : в НОД (занятиях, режимных моментах, самостоятельной деятельности и при взаимодействии с родителями. В нашей группе часто реализуем образовательные проекты, итоговым мероприятием которых является театральная постановка . Одним из наиболее эффективных и интересных был проект «Сказочный мир» . Дети отгадывали загадки о сказочных персонажах, играли в сюжетно-ролевые игры, знакомились с писателями, рассматривали их портреты, отправлялись в путешествие с героями сказок, которые, в свою очередь, предлагали детям различного рода задания. За выполнение каждого задания ребята получали волшебный ключик. Только собрав все ключики в определенной последовательности, дети могли узнать сказочного героя, которого они спасали. В итоге дети настолько погрузились в удивительный мир сказок, что в самостоятельной деятельности они придумывали новые сказки с уже знакомыми героями, даже пригласили своих родителей для участия в театрализации сказки «Колобок» .

В своей работе используем различные виды театрализованных игр , в том числе режиссерские игры и игры-драматизации. Если мы играем в режиссерскую игру, то ребенок не является исполнителем, а принимается за создание сюжета и придумывает роль для игрушечного героя. Воспитанники с большим удовольствием принимают участие в режиссерских театрализованных играх , к которым относится настольный театр игрушек , театр на фланелеграфе , магнитный и теневой театры . Развивается в играх и творческая сторона детей . Детям становится очень интересно, когда они «входят в образ» сказочного персонажа, говорят за него и действуют как герой сказки. В инсценировках дети сопереживают героям, стремятся показать то, что испытывает персонаж, тем самым осваивают азбуку взаимоотношений : у них складываются представления о хороших и плохих качествах человека.

Очень любят ребята игры-драматизации. В отличие от режиссерских здесь ребенок играет сам, используя при этом средства выразительности : интонацию, мимику, пантомимику. Увлекают дошкольников в театральный мир такие игры-драматизации, как пальчиковый театр , куклы бибабо, театр на ложках (деревянные ложки, лопатки, одноразовые ложки, театр на дисках , прищепках, театр из губок , варежковый, кукольный театр , различные шапочки, маски. Особенный интерес у детей вызывают шапочки и маски, изготовленные родителями и педагогами. На открытых занятиях мы используем разнообразные поролоновые шапочки. Войдя в образ и играя различные роли, ребенок использует свою фантазию, подражая героям, о которых он узнал раньше из книг, мультфильмов и из жизни. Играя, ребенок получает яркое эмоциональное впечатление.

В этом году мы с детьми освоили два новых вида театра : магнитный и теневой. Магнитный театр – это , прежде всего, игра, которая непроизвольным образом способствует развитию мелкой моторики. Кроме того, у ребенка улучшается память, развивается логика. Он начинает лучше ориентироваться в пространстве, становится внимательнее к деталям и в целом - организованнее . Дети очень любят играть с магнитами. Тем более, их увлекает процесс, в котором фигурки и сказочные персонажи движутся «сами собой» . Все это способствует развитию фантазии и воображения, и поэтому дети начинают придумывать собственные сказки.

Одной из увлекательных игр является теневой театр . Прежде, чем начать в него играть, проводим необходимую подготовку : делаем вместе с детьми фигурки сказочных героев, готовим белый экран из листа ватмана, прикрепляем его на стену, настраиваем освещение. После этого предлагаем детям поиграть в теневой театр самостоятельно . Как правило, становится очень шумно. Дети наперебой рассказывают свои сказочные сюжеты. Когда фантазия малышей исчерпана, предлагаем сказочный сюжет, более развернутый и интересный. Теневой театр используем как сюрпризный момент на занятиях, как развлечение или как часть развлечения. Зима – лучшее время для игры в теневой театр , ведь в это время года дни становится короче и темнеет рано.

Театрализованные игры формируют мировоззрение детей , расширяют их кругозор, фантазию, память и мышление, создают ситуации для общения – все это развивает творческий потенциал ребенка, связную, диалогическую и монологическую речь.

Хотелось бы отметить, что знакомство детей с каждым новым видом театра и организация театрально-игровой деятельности , у нас проходит всегда необычно. Мы используем сюрпризные моменты, такие как, появление какого-либо предмета или нескольких предметов в театрализованном уголке – это может сказочный герой и предмет, указывающий на вид театра . Например, лампочка (знакомство с теневым театром ) и зайка, магнитик (магнитный театр ) и лиса, прищепка (театр на прищепках ) и мышка и т. п. У детей возникает непроизвольный интерес к предмету, активизируется внутренняя мотивация к дальнейшему действию, они начинают активно мыслить и придумывать, для чего тот или иной предмет может использоваться в театральном уголке . Иногда выставляем героя и несколько предметов, указывающих на разные виды театра , и воспитанники сами выбирают, в какой театр они отправятся .

Именно такое введение детей в театрально - игровую деятельность повышает активность малышей и создает творческое поле для дальнейшей театрализованной деятельности .

Таким образом, можно сделать вывод, что театрально-игровая деятельность развивает коммуникативные способности дошкольников . У детей не только повышается речевая активность в игровой творческой деятельности , где они легко осваивают различные средства общения, в. т. ч. невербальные : жесты, мимику, движения, но и повседневная речь детей становится более эмоциональной, связной, обогащенной. Научившись принимать на себя различные роли, сопереживать изображаемым героям, дети лучше понимают чувства других. Так театрально – игровая деятельность пробуждает интерес у дошкольников к театру как виду искусства .

Список литературы :

1. А. В. Щеткин. Театрализованная деятельность в детском саду для занятий с детьми 4 - 5 лет /под редакцией О. Ф. Горбуновой. - М., МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2007. – 128с.

Елена Дурнова
Мастер-класс «Театрально-игровая деятельность в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Мастер-класс на тему «Театрально- игровая деятельность в работе с детьми старшего дошкольного возраста »

Краткая аннотация.

Актуальность моего мастер -класса заключается в том, что театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании . С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра .

Практическая значимость моего мастер -класса состоит в том, что я представлю аудитории не только воспитательные возможности использования , но и научу изготавливать куклы для театра из нетрадиционных материалов.

Инновационная направленность мастер -класса заключается в творческом подходе к театрализации . Я представлю вашему вниманию новые виды театров .

Цель мастер-класса : повышение компетентности педагогов в применении , развитие фантазии и творческих способностей.

Задачи : Познакомить воспитателей с разными видами театров .

Побудить к широкому использованию театральной деятельности в детском саду .

Научить воспитателей изготавливать некоторые виды театральных кукол .

Привлечь внимание воспитателей к театрализованной игре .

Участники : воспитатели

Результат : освоение слушателями приемов использования театрализованной деятельности в детском саду , формирование умения изготавливать куклы.

Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется играя, а в игре он познает мир!

С. И. Мерзлякова

способности : слышать, видеть , чувствовать, понимать, фантазировать и логично развивать свою мысль?

Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем?

Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности : слышать, видеть , чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

Большое и разнообразное влияние на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем , что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том , что драматизация непосредственно связана с игрой (Л. С. Выготский Н. Я. Михайленко, поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют потешки, стихотворения, песенки и сказки.

Огромны воспитательные возможности театрализованной игры : ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованных играх , дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру . Дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку.

Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр » , «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям»

Театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности . Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах . В них, как и в настоящем театральном искусстве , с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы : режиссерские игры и игры-драматизации.

К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе , магнитные доски : ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомимику.

Настольный театр игрушек . Используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

Настольный театр картинок . Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Стенд-книжка. Динамику, последвательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи.

Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе детьми из старых книг , журналов создаются самостоятельно.

Теневой театр . Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

Л. В. Артемова также выделяет сколько видов игр-драматизаций дошкольников .

Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки .

Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

Также к драматизации относятся игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям.

Основные требования к организации театрализованных игр

Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.

Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.

Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры .

Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей .

Театрализованная игра универсальна – ее можно использовать в совместной деятельности с детьми , в любых режимных моментах и на занятиях.

На своих занятиях я использую театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игры. В руках взрослых кукла – помощник в решении многих педагогических задач. С помощью куклы можно создать игровую мотивацию продуктивной деятельности детей , давать от лица куклы адекватную оценку продукта деятельности ребенка без риска вызвать обиду или сопротивление.

Практическая часть

Уважаемая аудитория, вы прослушали теоретическую часть моего мастер-класса . А теперь мы преступим к практической.

В современном детском саду, как вы убедились, существую множество видов кукол для театрализованной деятельности . Нужно создавать и постоянно обновлять развивающую среду в театральных уголках детского сада. «Актёры» и «актрисы» в них должны быть яркими, легкими, доступными в управлении. Для организации детского театра нужны куклы различных систем, формирующие у детей определённые умения и навыки, стимулирующие детское творчество. Многие куклы просты в своем изготовлении.

Уважаемые коллеги! Я сейчас хочу, чтобы вы не надолго, хотя бы на несколько минут забыли все свои проблемы.

Предлагаю вам научиться создавать куклы-ложки. Театр ложек , являясь упрощённым вариантом представления с участием верховых кукол, помогает детям освоить приёмы кукловождения.

Изготовление ложечного театра

Итак, возьмем каждый по ложке, по лоскутку и тесемочки, пластилин. Оденем нашу ложку в одежду. Заворачиваем ложку в лоскуток. Также нам понадобится клей и маленькие детали. Нужно приклеить вырезанные из бумаги глазки, можно воспользоваться специальными бегающими глазками, купленными в магазине. Волосы – обрезки шерстяных ниток. Дополним образ – можно сделать определенную прическу, сделать ротик и носик. Кукла готова!

Игрушки - самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом.

Игрушка, сделанная руками, пусть даже с помощью взрослого, является не только результатом труда, но и творческим выражением индивидуальности создателя. Самодельная игрушка очень дорога ребёнку, с ней гораздо увлекательнее изображать героев сказок, песенок и небольших рассказов.

Предлагаю Вам побывать в роли детей и сделать героя популярного и любимого многими детьми мультфильма , а кого вы узнаете рассмотрев внимательно их изображения.

Вот мы всех зверят узнали,

Круглых, словно шарики,

И скажите нам в финале,

Их зовут. Смешарики!

А теперь давайте станем кукольными мастерами .

Итак, нам понадобятся :

Палочка от мороженого

Цветная самоклеющаяся бумага

Берём Диск и к диску на двусторонний скотч приклеиваем палочку от мороженого (это «держалка» , за которую крепится кукла);

Затем берем самоклеющеюся бумагу определенного цвета, вырезаем круг и приклеиваем к диску. Далее не обходимо вырезать глазки и ротик, нос.

Заключительная часть.

Рефлексия

А теперь скажите, в чём вы испытывали трудности при изготовлении данной куклы? Какие эмоции вы испытали? Какие способности развиваются у детей в процессе изготовления куклы?

Упражнение «Креативная Коробка»

Перед вами коробка, в которой лежать обычные предметы. Ваша задача – оживить эти предметы, придумать историю и обыграть.

«Сказки наизнанку» - кукольный или настольный театр по известной сказке . Предлагаю придумать вариант сказки, где характеристики героев изменены (Пример : колобок – злой, а лиса добрая) .

«Веселые стихи» - предлагаю рассказать стихотворение или отрывок из сказки от лица предложенного кукольного героя (Кот в сапогах, Корова, Крокодил Гена, Утёнок.)

Блиц игра «Кто быстрее назовёт) см книгу И. Агапова стр. 115

Развивайте речь, образное и логическое мышление, моторику ручек. Пополняйте словарный запас и пойте песни. Устраивайте настоящие постановки!

Спасибо, всем за участие!

Театрально-игровая деятельность в ДОУ

Игра – путь к познанию мира, путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов. Самопроверка всегда побуждает к совершенствованию. Уже поэтому игры – важное средство самовоспитания.

Театрализованная игра, или драматизация, является одним из видов творческих игр в дошкольном учреждении. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное - помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и "игры рядом" к игре в группе из трех - пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого "типичного" образа в игре-драматизации.

Прежде всего необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. В ход занятий, вечеров развлечений он включает фрагменты драматизации, переодеваясь в специальный костюм, меняя голос и интонацию.

Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в который включается ребенок. Ступени работы следующие:

Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).

Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

Игра-импровизация под музыку ("Веселый дождик", "Листочки летят по ветру и падают на дорожку", "Хоровод вокруг елки").

Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель ("Катя, Катя маленька... ", "Заинька, попляши... ", В. Берестов "Больная кукла", А. Барто "Снег, снег").

Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова "Елочка"; К. Ушинский "Петушок с семьей", "Васька"; Н. Павлова "На машине", "Земляничка"; Е. Чарушин "Утка с утятами").

Ролевой диалог героев сказок ("Рукавичка", "Заюшкина избушка", "Три медведя").

Инсценирование фрагментов сказок о животных ("Теремок", "Кот, петух и лиса").

Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам ("Колобок", "Репка") и авторским текстам (В. Сутеев "Под грибом", К. Чуковский "Цыпленок").

Деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации, которое является важной частью работы с детьми. Постепенно они включаются в процесс игрового общения с театральными куклами, а затем в совместные с взрослым импровизации типа "Знакомство", "Оказание помощи", "Разговор животного со своим детенышем" и пр. У детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы ("Солнышко и дождик", "В лесу", "Веселые обезьянки", "Котята играют" и т.п.).

Работа воспитателя с детьми 4 - 5 лет состоит в поддержании их интереса к театрализованной игре, в его дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская), становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.

Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. Практически все виды игровых заданий и игр-драматизаций, которые освоил младший дошкольник, полезны и интересны ребенку среднего дошкольного возраста. В возрасте 4 - 5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Доступен детям и театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года - и с ширмой), театр ложек и пр. Дети показывают постановки по поэтическим и прозаическим текстам (С. Маршак "Сказка о глупом мышонке"; К. Чуковский "Путаница"), Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями ("Жили у бабуси"; С. Михалков "Котята"; Л. Зубкова "Мы делили апельсин".

Мы развиваем умение использовать средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены (Машенька заблудилась в лесу - испугалась, увидела избушку - удивилась, придумала, как обмануть медведя, - обрадовалась), для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера (старый дед с трудом, но тянет репку; внучка тянет не очень старательно, хочет убежать и поиграть с подружками; мышка так боится кошки, что тянет изо всех сил). Развивается и умение "управлять" куклой: держать ее незаметно для зрителей, правильно "вести" куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре, имитируя ходьбу, бег, прыжки, жесты и движения, символизирующие приветствия и прощание, согласие и несогласие.

Воспитатель должен уделять внимание развитию интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью разных средств выразительности. Импровизационность становится основой работы на этапе обсуждения способов воплощения образов героев и на этапе анализа результатов театрализованной игры. Детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Необходимо поощрять желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать не на основе копирования взрослого или подражания другому ребенку, а в зависимости от своего понимания содержания текста.

Новым аспектом совместной деятельности взрослого и детей становится приобщение детей к театральной культуре, т.е. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью людей, работающих в театре, яркими представителями данных профессии, видами и жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада и пр.)

Усложняются тексты для постановок. Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных ("Лиса и журавль", "Заяц и еж"), произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г.Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова.

Литература

1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. -№4.

2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.

3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М., 1990.

4. Ботнарь В.Д., Суслова Э.К. Игры-драматизации – основа знаком-ства с культурой других народов // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 3.

5. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе / Под ред.В.С. Клюева, Н.А. Яковлева. – М., 1989.

6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

7. Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов. -М. 1992.