Меню

Проект по правовой культуре. Проект по правовому воспитанию детей «Я ребёнок и имею право…

Саморазвитие

Педагогический проект

«Школа правовой культуры»

Социального педагога МОУ СОШ №1

Иржицкой Анастасии Васильевны

1. Введение 3стр.

2 . Описание проекта : 6 стр.

Стратегия и механизмы достижения поставленных целей;

Рабочий план реализации проекта

Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные

результаты реализации проекта

3. Оценка эффективности реализации проекта 9 стр.

4 . Список литературы 14 стр.

5 . Приложения 15 стр.

Введение

Как только страна отказалась от тоталитарных методов управления и попыталась встать на путь правового государства, как только люди получили реальную возможность пользоваться правами и свободами, так сразу дал о себе знать низкий уровень правовой культуры общества. Наблюдается устойчивый рост »несовершеннолетней преступности», в стране «каждое восьмое раскрытое преступление совершается подростками». Структура этой преступности стабильна, появились новые виды поступков, не свойственные ранее несовершеннолетним. «Подростковые бригады» вовлекают граждан старших возрастов (!) в противоправную деятельность, предлагая услуги по реализации своих планов. Криминальная субкультура выработала свои представления о чести, долге, нравственности, носящие антигуманный и противоправный характер, обеспечивающие его развитие, находящие выражение в «теневом праве». В ее условиях функционирует криминальная субкультура, блокируя процесс социализации, «заражает» криминальным идеалом.

Наблюдается низкий уровень правовой культуры социума, правовой нигилизм молодежи, гражданская пассивность, слабая правовая защищенность личности подрывает веру в закон.

В концепции модернизации российского образования среди приоритетных задач есть такая: развитие образования как открытой государственно- общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса – обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения. Сегодня к школе предъявляются принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования. «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание.

Окружающая правовая действительность непрерывно ставит перед ними проблемы как необходимости соотношения своих действий и поступков с учетом интересов общества, порядком и правилами, установленными в государстве, а недостаточная организованность формирования правового воспитания учащихся приводит к тому, что, оказываясь в различных жизненных ситуациях, школьники часто неверно оценивают возникшую правовую ситуацию, неправильно ведут себя при разрешении тех или иных правовых вопросов.

Система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их». Без участия и помощи родителей, общественных организаций, местного сообщества, опираясь только на силы педагогического коллектива, добиться успеха в развитии правового сознания, правовой культуры, гражданской зрелости учащихся становится или невозможно или очень сложно.

В основе воспитательной системы школы лежит понимание того, что приобретенные знания должны способствовать становлению интеллектуальной, здоровой, творческой, самозначимой личности, повседневное поведение которой основано на принципах экологического мышления, поведения, культуры, т.е. на уважительном отношении к своей семье, своему городу, стране, окружающей среде. Из этого вытекают основные направления воспитательной работы: гражданско-патриотическое и спортивно-оздоровительное.

Целью данного проекта является: Совершенствование правового воспитания обучающихся направленного на формирование правовой осведомленности и правосознания. Развитие умений самостоятельно работать с различными источниками информации и использовать полученные знания на практике.

Предлагаемый проект «Школа правовой культуры» нацелен на реализацию следующих задач:

Проанализировать научную информацию и нормативно-правовые документы по теме.

Привлечь общественные организации и родительскую общественность к участию в патриотическом воспитании школьников;

Создать систему гражданско-патриотического воспитания в школе;

Совершенствовать организационно-методической базу гражданско-патриотического воспитания;

Вводить научно обоснованную организаторско-пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития гражданственности как стержневой духовной составляющей Российской федерации.

Участник проекта: обучающиеся

Описание проекта

Актуальность темы исследования. Содержание правового образования школьников определяется с учетом коренных изменений, которые происходят в стране, и новым характером отношений между государством, личностью и социальным положением гражданина. Это нашло свое отражение в Конституции, законодательных и иных нормативных актах Российской Федерации.

Особую актуальность сегодня приобретают задачи развития системы правового образования населения, становления правовой культуры граждан, решение которых следует начинать со школьного возраста, создавая целостную систему правового образования и нравственного правового воспитания, которое охватывало бы все возрастные группы.

Проект содержит все сведения, необходимые для достижения поставленных целей и решения задач, расширяет кругозор школьников, позволяет детально рассмотреть с ними ключевые понятия: «нормативно-правовая база», «законодательство РФ» расширить и углубить знания по правовой тематике.

Научная новизна и практическая значимость заключается в том, что

* изучены педагогические условия повышения эффективности правового воспитания подростков

* экспериментально обоснованы принципы и методы оптимального координирования учебной и внеучебной деятельности обучающихся, в сочетании с использованием средств массовой информации и правовых знаний, полученных от родителей;

* сформированы основные принципы по определению и выбору оптимального характера структуры правовых текстов и подачи текстовой информации для обучающихся;

* разработаны учебно-методические рекомендации по основам правового воспитания, которые могут служить базой для дальнейшей разработки теоретических вопросов содержания и технологии правового воспитания в системе специального образования школьников.

Механизмы реализации проекта

Аналитический этап

Предпроектная диагностика (использование приемов исследования правосознания учащихся, социума группами методов: анализ статистических данных; методы анализа образовательной деятельности, их правового поведения, наблюдение, а также метод анализа критических ситуаций; устные интервью и письменный опрос (анкеты), методы математической обработки); в процессе диагностики был выбран тип исследования –натурный контролируемый (до и после);

    анализ деятельности школы (за последние 3 года);

    анализ состояния ресурсной базы школы;

Создание постоянно действующего семинара (методические основы экспериментальной работы школы, представителями различных структур города.

Практический этап

    Создание нормативно-правовой базы для реализации проекта;

    Координация взаимодействия школы

«Школа правовой культуры» с социумом;

    Введение должности «Уполномоченный по защите прав ребенка»

(для поддержки и защите прав детей);

    Расширение общекультурного кругозора, формирование правовой культуры и гражданской грамотности через (выпуск телепередач на районном телевидении, выпуск бюллетеня «Правовой калейдоскоп», газеты «Школьный патруль»;

    Модернизация технологии школьного самоуправления, оптимизация учебного процесса за счет элементов правового обучения

«Школьная мэрия»;

    Создание механизма управления проектом;

    Изменение структуры и содержания правового обучения и воспитания в школе путем введения элективных курсов; Организация волонтерского движения;

    Работа клуба Молодого избирателя «Наш выбор»;

    Введение факультативного курса «Пусть детство будет безопасным».

Основные мероприятия проекта, его исполнители, сроки реализации

п\п

Основные мероприятия проекта и его направлений

Исполнители, сроки реализации

Беседы и классные часы с целью изучения государственной символики России:

история Государственного флага,

Учителя истории, классные руководители.

Ежегодно

Исторический вечер «Изучение истории жизни и деятельности выдающихся личностей».

Ежегодно

Система классных часов по темам:

«Государственное управление России, правовая система».

«История российской армии»

Ежегодно

Литературно-музыкальные вечера «День независимости России» и «День народного единства».

Организатор внеклассной работы.

Общешкольный театральный праздник «Здесь победа начинала свой путь».

Организатор внеклассной работы, классные руководители.

Ежегодно

Митинг, посвящённый дню Победы «Свет памяти, свет скорби и любви… его в себя приносят наши дети!»

Историческая игра «Люди мира, будьте зорче втрое, берегите мир!»

Организатор внеклассной работы, классные руководители.

Ежегодно

Вечер «Помни корни свои» (о гражданском долге, мужестве и героизме).

Классные руководители.

Ежегодно ко Дню Победы

История русского народного костюма

Учителя истории, технологии.

Ежегодно

Беседа «Гражданин нового века - здоровый, сильный духом человек»

Классные руководители.

Деловая игра «Выборы Президента и Парламента класса»

Организатор внеклассной работы.

Турнир знатоков права.

Учителя истории

Урок экологической этики «Берегите Землю»

Организатор внеклассной работы.

Ежегодно

Ожидаемые результаты .

Сформированность гражданско-правовой компетентности:

в познавательной сфере - обогащение знаниями российского законодательства,

в историко-краеведческой - осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений,

в социальной - способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции, знание и соблюдение норм правового государства;

в духовно-нравственной сфере - осознание обучающимися высших ценностей и идеалов.

Приобретение опыта общественно - полезной гражданско-патриотической деятельности.

Вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

Критерии оценки ожидаемых результатов:

воспитание гражданина России через изучение её правовой и государственной систем, символики, истории гражданской жизни в стране, жизни и деятельности выдающихся личностей;

воспитание чувства гражданственности и любви к Родине, положительного отношения к культуре и этническим ценностям, умения понимать и чувствовать их значимость;

формирование чувства гордости за свой родной край, преданность родному городу;

воспитание и развитие у школьников гражданского долга, патриотизма - важнейшей духовно - нравственной и социальной ценности.

Оценка эффективности проекта

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание гражданско-правового, демократического государства, способного к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданского воспитания, адекватных современным социально - педагогическим реалиям.

Основные направления воспитания хотя и разрабатываются в научно - теоретическом плане, но слабо внедряются в практику. Поэтому многие учителя затрудняются в выборе приоритетных направлений в воспитательном процессе, а также средств и способов формирования у школьников гражданских качеств.

Для системы гражданского воспитания наиболее оптимальным является подростковый возраст, так как это пора самоутверждения, активного формирования социальных интересов и жизненных идеалов, всё большей ориентации на внутреннее регулирование поведения, самооценку. У подростков нередко отсутствуют чувства ответственности и гражданского долга перед обществом, что находит своё выражение в неправильном отношении к законам, труду, дисциплине. Поэтому при выборе собственных жизненных ориентиров подросткам нужна помощь извне.

А гражданственность мы рассматриваем как сложнейшее личностное образование, основными элементами которого, являются гармонически сочетающиеся патриотические, интернациональные чувства, нравственная и правовая культура, выражающиеся в чувстве собственного достоинства, во внутренней дисциплинированности, уважении и доверии к другим гражданам, к государству.

Качества, определяющие степень приближения личности к идеалу гражданина, те, которые мы будем формировать в процессе реализации проекта, мы классифицировали в соответствии с тремя основными признаками:

1) нравственный,

2) правовой,

3) социально - политический.

К первому относятся: гражданское самосознание, гражданский долг, гражданская ответственность. Ко второму - правовая культура, соблюдение законов государства, личная свобода. К третьему - гражданское достоинство, гражданская активность, политическая культура, патриотизм и интернационализм.

Компоненты нравственного признака характеризуются тем, что основываются на принципах морали и придают действиям личности моральную окраску. Правовой признак гражданственности выражается в сознательном и активном выполнении гражданских обязанностей и гражданского долга перед государством, обществом, разумном использовании своих гражданских прав, точном соблюдении правовых установлений и законов. Социально - политический признак гражданственности прослеживается через комплекс чувств, взглядов, идей, убеждений, принципов, отношений, поступков человека, формирование которых обусловлено воздействием общественно - политического строя государства. Все они в совокупности проявляются в готовности выполнять существующие в обществе нормы и правила посредством различных форм повседневной деятельности. Вышеуказанные признаки гражданственности следует рассматривать в органическом единстве, что обуславливает и структуру понятия «гражданственность» как целостного интегративного качества, представляющего в определённой мере систему, состоящую из множества компонентов, признаков, с отношениями и зависимостями между ними. Целостность в этом случае является общим свойством системы, которое и позволяет рассматривать гражданственность как самостоятельное качество личности.

Чтобы управлять процессом формирования гражданственности, мы считаем необходимым отслеживать продвижение школьников в их развитии. Для этого мы используем существующие в современной психологической практике диагностики изучения уровней сформированности гражданственности у подростков.Правовое обучение и воспитание относятся к древнейшему виду культурной деятельности человека. Именно с их помощью люди передавали своим потомкам выработанные правила разрешения конфликтов и противоречий, которые позволяли обеспечивать стабильность и организованность в обществе. Ретроспективный анализ проблем правового образования в стране и за рубежом доказывает существование многочисленных систем обучения, которые были связаны с государственной политикой страны. В каждом регионе мира обозначились свои традиции и принципы подобного процесса, учитывающие специфику правовой системы, ментальности людей, их психологии, а также другие факторы. Прошли века, но многие проблемы, волновавшие людей в прошлом, оказались актуальными и в современности. Не случайно правовое образование сегодня становится одним из самых приоритетных, социально значимых тенденций в системе модернизации отечественного образования.

Всеобщая Декларация прав человека провозглашает: «государства-участники обязаны содействовать… всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод», «всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства», «каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, должен стремиться путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод».

Генеральной Ассамблеей ООН принята Всемирная программа образования в области прав человека. В документах пятьдесят девятой сессии Генеральной Ассамблеи ООН раскрывается содержание этого понятия: «образование в области прав человека может быть определено как усилия по образованию, обучению и информированию, которые предпринимаются для создания всеобщей культуры прав человека путем обмена знаниями, привития навыков и формирования позиций, которые направлены на:

укрепление уважения прав человека и основных свобод;

всестороннее развитие человеческой личности и чувства человеческого достоинства;

содействие взаимопониманию, терпимости, равенству мужчин и женщин и дружбе между нациями, коренными народами и расовыми, национальными, этническими, религиозными и языковыми группами;

обеспечение для всех людей возможности эффективно участвовать в жизни свободного и демократического общества, в котором господствует право;

строительство и поддержание мира;

обеспечение устойчивого развития в интересах общества и социальной справедливости».

Согласно указанным документам, образование в области прав человека охватывает:

знание и навыки - изучение прав человека и механизмов обеспечения их защиты, а также приобретение навыков применять их в повседневной жизни;

ценности, мировоззренческие подходы и поведенческие модели - развитие ценностей и укрепление мировоззренческих подходов и поведенческих моделей, отстаивающих права человека;

действия - принятие мер по защите и поощрению прав человека.

Подписав Конвенцию ООН по правам ребенка, Россия взяла на себя обязательства по созданию необходимых условий в целях реализации этих прав, формированию среды, благожелательной и комфортной для жизни детей, в которой при принятии соответствующих решений органы власти руководствуются, прежде всего, интересами подрастающего поколения. Генеральной Ассамблеей ООН определено, что «мир, пригодный для жизни детей, - это такой мир, в котором все дети получают наилучшие возможные условия в начале жизни и имеют доступ к качественному базовому образованию, включая начальное образование, которое является обязательным и бесплатным для всех, и в котором все дети, в том числе подростки, имеют широкие возможности для развития своих индивидуальных способностей в безопасной и благоприятной среде».

С целью проведения комплексной работы с детьми и их учителями по разъяснению прав, свобод и законных интересов детей и оказание содействия в практическом применении ими своих прав обусловлено сегодня возрастанием роли права в процессе социализации подрастающего поколения, для усвоения несовершеннолетними ценностей гражданского общества и правовой культуры, формирования гражданско-правовой компетентности подростков, навыков и установок правомерного поведения детей и подростков необходимо постоянное различное правовое просвещение детей и подростков.

Перспективы развития проекта

1.Методическая работа правовой площадки в образовательном пространстве района (консультации, методические разработки в помощь учителю, проведение семинаров по гражданско-правовому образованию и воспитанию).
2. Проведение районных правовых игр, конкурсов, олимпиад, творческих работ, конференций, с участием подростков;
3. Проведение конкурсов творческих работ и социальных проектов учащихся;
4. Издание правового бюллетеня для подростков и родителей «Правовой калейдоскоп»;

Назначение проекта

Реализация модели «Школа правовой культуры позволит обогатить формы взаимодействия общеобразовательного учреждения с окружающим его социумом в целях создания более эффективных условий для успешной социализации и формирования правового сознания личности.

Исходя из вышесказанного можно построить модель системы «Школы правовой культуры»

Система «Школы правовой культуры»

Миссия школы

Возможность удовлетворить образовательную потребность населения.

Цель

Формирование и развитие свободной, организованной, культурной, нравственно и физически развитой личности, готовой к дальнейшему самосовершенствованию и самоопределению.

Общая педагогическая политика школы.

Прогрессивность, активность, созидательность, аналитический научный подход к формированию личности, совершенствующие технологии обучения и воспитания.

Кодекс поведения педагогов.

Отношение к школе

Отношение к ребенку

Отношение к работе

Отношение друг к другу

Отношение к самому себе

Кодекс внутришкольного менеджмента

Создавать условия

Оценивать

Корректировать

Прогнозировать

Система принципов управления школой.

Уважение и доверие к человеку, принцип целостного взгляда на человека, принцип сотрудничества, социальной справедливости, индивидуального подхода.

Взгляд на урок.

Урок - средство формирования и развития личности ребенка

Методы обучения.

Методы не только на развитие новых знаний, но и на развитие личности в целом.

Идеология воспитания.

Четыре подхода:

Отношенческий

Деятельностный

Личностный

Комплексный

Финансирование.

Реализация проекта требует выделения средств на:

Обновление и систематизацию литературы по гражданско-патриотическому воспитанию

Приобретение электронных учебников и видеофильмов по данной тематике

Организацию и проведение просветительской деятельности в рамках школы и на городском уровне по проблеме гражданско-патриотического воспитания


Всероссийская межвузовская конференция молодых исследователей
(старшеклассников и студентов)
«Образование. Наука. Профессия»
­­­­­­­­_________________________________________________

Проект по правовому воспитанию
«Пути стимуляции правовой
Активности личности в рамках
Школьного социума»

Краткая аннотация проекта

Проект выполнила ученица 11 «Г» класса «Губернаторского лицея-интернатадля одаренных детей Оренбуржья» Герасимова Марина;

Работа направлена на создание условий для формирования правового сознания у детей школьного возраста;

Цель проекта: формирование правовой грамотности и правовой культуры у детей;

Реализация проекта осуществляется путем интеграции урочной и внеурочной деятельности.

Проект направлен на усиление внимания к ребенку как к
личности, субъектусоциально-правовых отношений,
наделенному определенными правами. Многие
прогрессивные изменения в российском обществе,
социальные, политические и особенно правовые
предполагают и переоценку роли ребенка в нем. Общество
остро нуждается в социально зрелых, свободных личностях,
обладающих правовыми знаниями.

Постановка проблемы

В современных условиях реформирования российской системы образованиявсе более важной представляется задача воспитания гражданственности у подрастающего поколения, формирование его активной жизненной позиции.
Эта проблема является многоаспектной и включает в себя следующие составляющие:
проблемы межнационального общения и возможности их решения в образовательных учреждениях;
правовая и нравственная культура будущего гражданина, идентификация личности как основаактивной гражданственной позиции;
формирование представления о безопасности жизнедеятельности и здоровом образе жизни у детей в изменяющихся социально-политических условиях современного российского социума;
воспитание гражданственности и патриотизма посредством целенаправленного общения и использования инновационных технологий воспитания гражданственности.

Актуальность данного проекта обусловлена тем,что главное в выборе подхода к воспитанию гражданственности – это создание условий для самореализации человека в пространстве своей страны и своем времени, это возможность социальной активности. Гражданином человек становится тогда, когда знает историю своей семьи, когда он стремится быть государственным человеком, хранителем и представителем языка и культуры своей родины. Он осознает, что «нациясостоит не из людей, а из семей» (Д.С.Лихачев) и стремится стать достойным человеком, активным гражданином и хорошим семьянином.

Проблемы правового образования не назовешь новой. В последнее десятилетие эта проблема живо обсуждается и педагогами, и юристами, и политиками. Понятно, что правовое образование становится важнейшим фактором построения правового государства и гражданского общества.Вместе с тем, сравнительно небольшой круг разработчиков этой проблематики рассматривает круг вопросов, связанных с правовым образованием как необходимость построения особого образовательного пространства – сферы. Решение проблемы я вижу в последовательном преобразовании именно пространства развития личности, позволяющего осуществить формирование активного правового ответственного поведения, начинаясо школьного возраста. Именно поэтому проект программы представляет собой технологическую разработку, включающую разнообразный учебно-методический аппарат. Отсюда следует важное значение этой разработки именно в современных условиях сегодняшней России, когда школа представляет собой почти единственное – детское место, в котором встреча взрослости и детства может порождать, формировать и закреплятьценности и способы эффективного правового, следовательно, гражданского поведения.

Наталья Михальченко
Проект по правовому воспитанию в старшей группе «Право ребёнка на имя»

Проект по правовому воспитанию в старшей группе

«Право ребёнка на имя » .

«Имя – тончайшая плоть,

посредством которой

объявляется духовная

сущность…

П. А. Флоренский

Актуальность и важность проблемы;

Человеческое достоинство-это источник прав и свобод , признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека. С самого раннего детства каждый ребенок-личность с индивидуальными чертами характера, способностями, желаниями, и всякая попытка грубого вмешательства в развития личности есть оскорбление самих основ породы.

Часто дети не получают того внимания, какое бы хотели получать от родителей, они бессильны изменить что-либо в этой ситуации. У детей появляется тревожность, агрессивность, неврозы, стремление к власти – любым способом привлечь к себе внимание взрослых.

Знание прав - это щит , прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность само реализоваться, раскрыться как личность.

Каждый ребенок должен знать свои права , обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Изучение Конвенции о правах ребенка - один из путей, с чего следует начинать т. е со статьи №7.

Цель : формировать у детей старшего дошкольного возраста

представления о правах человека .

Объект исследования : дети (5-6 лет)

Задачи проекта :

Познакомить детей с понятием «право »

Дать детям возможность «увидеть» свои права в произведениях писателей, поэтов, сценаристов;

Обозначить основные права детей в доступной для их возраста форме;

- воспитывать чувство самоуважения и уважения к окружающим его детям и взрослым;

Развивать умение общаться в детском коллективе, уметь слушать и слышать, анализировать, делать выводы, высказывать своё мнение;

Развивать творческие способности детей через совместную и индивидуальную деятельность.

Проблемный вопрос : «Для чего необходимо знать свои права »

Гипотеза : Если знать свои права

Критерии оценки проекта :

1. Важность темы проекта ;

2. Полнота раскрытия темы;

3. Оригинальность решения проблемы;

4. Использование средств наглядности.

Ожидаемый результат проекта :

1. Активизация детской творческой активности.

2. Повышение компетентности детей, их родителей, участников педагогического процесса в вопросе «Права ребенка на имя » .

Тип проекта : познавательно-игровой.

Вид проекта : краткосрочный(1-неделя)

Участники проекта : дети (4-5лет, педагоги, родители.

План реализации проекта .

1 этап - подготовительный;

2 этап – основной (Совместная деятельность детей, родителей, воспитателя ) ;

3 этап – заключительный результат;

Этапы проекта :

1. Предварительная работа : ознакомление детей, родителей с Конвенцией о правах ребенка т . е. со статьёй №7.

2. Чтение художественной литературы детям.

3. Подбор наглядного и методического материала.

4. Составление перспективного плана проектной деятельности .

5. Реализация проекта .

6. Подведение итогов.

Формы и методы работы с детьми (реализации проекта ) :

1. Беседы по теме.

2. Использование сказочных персонажей.

3. Решение проблемных ситуаций.

4. Практическая деятельность.

5. Экскурсия в другие группы .

6. Ролевые, дидактические, настольные игры.

7. Самостоятельная детская деятельность.

8. Продуктивная деятельность (рисование, лепка и т. д., конструктивная деятельность.

9. Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.

10. Развлечение, викторина.

Этапы проекта :

I этап – подготовительный :

1. Подбор методической, научно-популярной литературы, иллюстративного материала и пособий для детей; анкетирование родителей, анализ педагогических наблюдений.

2. Составление плана основного этапа проекта .

II этап – практический :

1. Организация работы по решению задач проекта .

2. Мотивация участников проекта к деятельности , формирование устойчивого интереса детей к тематике проекта .

3. Вовлечение родителей и детей в процесс реализации проекта .

IIIэтап – заключительный :

1. Презентация проекта .

2. Анализ и обобщение результатов работы.

Взаимодействие с родителями :

1. Беседа об актуальности данной проблемы (изучение мнений)

2. Наглядная агитация : папки-передвижки по темам, буклеты, презентации.

План перспективного планирования недели проекта

«Право ребенка на имя » .

Работа с детьми.

день Беседа по теме : «Что такое права человека » . Цели :познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребенка , формировать понимание того, что права принадлежат всем детям, они неотъемлемы и неделимы.

Малой подвижности игра : «Цепочка имён» .Цель :знакомство с детьми, сопоставление их имен с именами детей своей группы , воспитание доброжелательного отношения к сверстникам и малышам.

день Дидактическая игра «Ласковое имя» . Цель : уточнить представления о семье и принадлежности к ней ребенка. Беседа по теме : «Какие права есть у вашего ребенка?» .

Целевая прогулка : «Какие есть имена?» цель : идентификация себя со своим именем; формирование позитивного отношения к своему «Я» ; развивать внимание, быструю реакцию.

день ООД по теме : «Ты и твоё имя» . Цели;познакомить детей с правом на имя , научить применять это право в жизни , способствовать социально нравственному развитию; уметь рассуждать, сопоставлять делать выводы, сопереживать; воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим людям.

Лепка «Символ моего имени» . Цели : продолжать знакомить детей с правом на имя ; развитее творческих способностей.

день Игра – викторина :«Измени имя» .Цели : уточнить их представления о правах на имя , закрепить знания о том, у каждого человека есть имя и от имени можно образовывать производные; развивать мышление, внимание, умение рассуждать; воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

Чтение худ. лит-ры : Э. Успенский «Ты и твое имя» . Цели : побуждать детей к внимательному прослушиванию стихотворения; выучить наизусть, используя новую лексику; отвечать на вопросы к данному тексту; активизировать речь детей; воспитывать желание знать свои права .

Развлечение «У кого сегодня именины» .цели :закрепить знания детей о том, что у каждого человека есть права на имя ; развивать коммуникативные способности; способствовать сплочению группы .

Работа с родителями : беседа «Что такое права человека » ; анкетирование родителей «Какие вы знаете документы по правам ребенка ?";домашнее задание для родителей "Узнать историю имени своего ребёнка ";решение родителями проблемных ситуаций «Имя моего ребёнка » ;консультация для родителей «Детские имена, прозвища и родительские «ярлыки» .

Гипотеза подтвердилась : Если знать свои права , то можно ими оперировать в нужной ситуации.

ИТОГИ ПРОЕКТА :

1. Формирования у детей правовой компетентности ;

2. Дети познакомились со значениями слов : конвенция, право , прозвище, семья.

3. У детей развивается чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод .

4. У родителей развиты чувства ответственности и сознательного отношения к воспитанию детей .

Дальнейшее развитие проекта

В дальнейшем можно продолжить работу в этом же направлении , разработка сценариев для проведения занятий, памяток для родителей и тд.

Список литературы

1. Астахов П. Я и семья. М. ,2009.

2. Давыдова О. И., Вялкова М. С. Беседы об ответственности и правах ребёнка «Творческий Центр» М. 2008.

4. Мои права . Информационно – деловое оснащение ДОУ. /ред. Ермолаев С. Д., Изд – во «ДЕТСТВО - ПРЕСС» .

5. Фесюкова Л. Б Моя семья : Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Харьков : Изд – во «Ранок» ,2009.

6. Харитончик Т. А. Правовое воспитание – Волгоград : Изд- во «Учитель»

7. Шорыгина Т. А. Беседы о правах ребёнка . Москва : Изд-во «Творческий Центр» , 2008

должность: социальный педагог

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная

школа №4 г. Болотного

Болотнинского района Новосибирской области

ПРОЕКТ по правовому воспитанию детей и молодежи

«Гражданином быть обязан..»


Среднее звено (5-9 классы)

«Закон и право»

«Осторожно, криминальная опасность»

«Преступником стать очень легко»

«Право на выбор»

« Я – гражданин»

Классные часы правовой направленности:

«Ребенок и закон»

«Преступление и наказание» «Действие и бездействие»

«Закон и подросток»

«Закон о наркотиках»

«Мои права – мои обязанности»

Классные руководители. Учителя-предметники

Информационная встреча с работниками отдела полиции г. Болотное

«Поступками славятся Герои!»

«На страже закона»

Классные руководители, соц.педагог

Конкурс сочинений

«Я – два полюса планеты» (Добро – зло)

Учителя-предметники

Правовая игра

«Юный детектив»

Дископрограмма

Презентация книжной выставки

«Моя правовая Страна!»

Работники библиотеки

Старшее звено (10-11 класс)

«Права человека – ваши права». «Дети – преступность – беда»

«Мое право»

«Алкоголизм и наркомания – путь к преступлению»

«Я в правовом Государстве»

Подготовка раздаточного материала на уроках информатики

Учителя-предметники, классный руководитель, соц.служба

Час размышлений

«Зло вырастает из добра?» (обсуждение проблемных статей из молодежной периодической печати)

Соц.служба

Презентация книжной выставки

«Моя правовая Страна!»

Работники библиотеки

Дископрограмма

Классные руководители, учителя-предметники, соц. служба

Правовой конкурс

С целью формирование правовой культуры родителей и ответственного родительства классным руководителям были предложены темы для бесед во время проведения родительских собраний

Социальной службой школы также были разработаны листовки-памятки для родителей

Также в рамках реализации проекта был оформлен информационный стенд «Каждый ребенок имеет право!»

Данный проект был реализован с 01.02 по 05.03. 2016 года.

Состав участников проекта:

1. Социальная служба: социальный педагог, педагоги –психологи

2. Учителя начальных классов – 10 человек

3. Учителя-предметники: информатика, история, обществознание, русский язык и литература - 2 человека

Общий преподавательский состав – 18 человек.

Состав школьников: начальное звено – 212 человек, среднее звено – 197 человек, старшее звено – 26 человек.

Все этапы проекта реализованы в полном объеме, учащиеся активно принимали участие в мероприятиях, старались проявить креативность, творчество, индивидуальность, активно высказывали свои точки зрения.

На заключительном этапе с целью оценки результатов реализации проекта социальной службой были разработаны и проведены опросники.

Полученные результаты:

В опросах участвовали: начальное звено – 200 человек, среднее звено – 182 человека, старшее звено 24 человека. Проанализировав ответы учащихся, получены следующие результаты:

«Приобретение новых знаний в области прав и обязанностей» - 92,3% учащихся

«Интересные и познавательные мероприятия» - 92%

«Понятность и доступная форма бесед, возможность выразить свою точку зрения» - 97%

«Возможность проявить себя творчески, пообщаться со сверстниками, расширить свой кругозор» - 89%

«Комфортность, моральная удовлетворенность деятельностью» - 94%.

Также продолжается работа по ведению мониторинга частоты проявления антиобщественного и антиправового поведения среди несовершеннолетних обучающихся школы, который показывает, что за время реализации проекта и по настоящее время наблюдается снижение частоты таких проявлений.

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: все запланированные мероприятия были реализованы в полном объеме, что позволило обеспечить доступ участников образовательного процесса к правовой информации, а также способствовало формирование осознанного законопослушного поведения, формированию у детей навыков социальной ответственности, уважительного отношения к закону, правоохранительным органам.

Задачи проекта реализованы, цель достигнута.