Меню

Конспект урока- проекта на тему "Как сочинить загадку?". Триз для развития речи: как сочинять загадки? Что нужно знать чтобы сочинить загадку

Материнство

Тип урока: урок-проект, 3 класс

Тип проекта:

    По деятельности учащихся – творческий проект;

    По комплексности – межпредметный проект;

    По характеру контактов – внутриклассный;

    По дидактической характеристике – групповая деятельность учащихся;

    По доминирующей деятельности уч-ся – практико-ориентированный проект;

    По продолжительности – краткосрочный.

Образовательные цели:

    помочь учащимся в определении понятия “загадка”,

    закрепить умение выделять у объекта состав и признаки;

    закрепить у учащихся первоначальные сведения о том, как составляются загадки;

    формировать самостоятельную учебную деятельность, через умение постановки учебных задач, усвоение общих способов анализа предмета проектной деятельности, превращение общего замысла в упорядоченную систему проектных учебных действий, умение проводить корректировку деятельности, т.е. проводить контроль и оценку деятельности.

Развивающие цели: развитие личности школьника, через усиление творческих, нравственных, социальных основ, становление субъектной позиции.

Проектные цели: развивать умение строить монологическую речь; умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта; умение спрогнозировать свой продукт и выстроить защитную речь.

Предварительная работа: на предыдущем уроке дети научились выделять состав и признаки объекта и записывать их в таблицу, учились составлять загадки; проведено анкетирование по проектам.

Ход урока

Организационный момент и тема урока.

(столы и стулья расставлены так, чтобы за них могли сесть дети по 3 человека, дети рассаживаются по желанию)

У нас с вами сегодня будет немного необычный урок – я предлагаю вам на уроке поиграть. Кто из вас любит играть?(поднимают руки)

А играть мы с вами будем в загадки.

Загадки возникли ещё в древности, когда не было письменности. Древние люди относились к загадкам очень серьёзно. Когда юноша подрастал, его признавали воином только тогда, когда он разгадывал несколько загадок.

В сказках очень часто героям приходится отгадывать загадки, для того, чтобы спасти жизнь и пройти испытание. Вспомните такие сказки!

Прежде чем начать игру, предлагаю вам вспомнить, что такое загадка с точки зрения урока чтения, с точки зрения литературы.

Загадка – это жанр народного поэтического творчества, иносказательное описание предмета, явления, проверяющее сообразительность человека. Загадки описывают предмет кратко и выделяют его важные особенности.

I. КАК СОСТАВИТЬ ЗАГАДКУ?

На прошлом уроке вы учились представлять народные и литературные загадки, вспомнили, как составить загадку. Давайте напомним себе, что надо знать, чтобы сочинить загадку.?

(на доске или на слайде)

КАК СОСТАВИТЬ ЗАГАДКУ?

    Выбери предмет или существо

    СОСТАВ – НА ЧТО ПОХОЖЕ.

    ДЕЙСТВИЯ – КТО ДЕЛАЕТ ТАКИЕ ЖЕ ДЕЙСТВИЯ.

    ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ

А зачем нужны загадки? И нужны ли? (ответы детей)

У всех народов загадка всегда была показателем мудрости. А человек, который умел отгадывать или придумывать загадки, считался мудрецом. Сегодня вам представится такая возможность – поиграть в мудрецов. Вы сможете составить свои загадки, которых нет в книгах и загадать их друг другу.

Давайте подумаем, как вы это будете делать? Что нужно для того, чтобы не только придумать загадку, но и затем суметь её интересно загадать другим ребятам?

II. РАБОТА НАД ЗАГАДКОЙ.

(на доске или слайде)

Перед вами схема работы над загадкой, и вам необходимо с её помощью составить план работы.(совместно составляется и нумеруется).

    1 Как лучше работать? Я предлагаю поработать командами из 3 человек.

Когда работаем в группе, с чего начинаем работу? (С распределения ролей).

СХЕМА РОЛЕЙ В ГРУППЕ.

Какие роли непонятны?

РЕДАКТОР – ЭТО ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ИЩЕТ ОШИБКИ В РАЗНЫХ СТАТЬЯХ И КНИГАХ.

Сейчас выходит много книг, журналов и газет для детей и взрослых. Наверное, было бы неприятно, если бы человек стал читать интересную книгу, а там встретилось бы много ошибок, опечаток, были бы перепутаны какие-нибудь слова или предложения. Перед сдачей книги в типографию ее обязательно читает редактор и исправляет все ошибки и опечатки. Редактор – человек очень внимательный, и, при этом, знающий правила грамматики.

То есть это должен быть самый грамотный участник группы. В ваших загадках тоже могут быть ошибки. Вот редактор и исправит их.

Ещё есть непонятные роли? (Защитник проекта)

ЗАЩИТНИК ПРОЕКТА – ПОМОГАЕТ художнику и редактору, ГОТОВИТ ТЕКСТ ЗАЩИТЫ ЗАГАДКИ.

Ребята, а что такое проект? Как вы думаете? (план, замысел)

Запомните: ПРОЕКТ – ДЕЛО, В РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРОГО ПОЛУЧАЕТСЯ ПРОДУКТ .

Продуктом может быть что угодно: сочинение, стихотворение, картины, портреты, музыка, песни, частушка, ну и, конечно, загадка.

Что станет продуктом вашего проекта? (загадки)

( УЧАЩИЕСЯ ПО ЖРЕБИЮ РАСПРЕДЕЛЯЮТ РОЛИ В ГРУППЕ)

    Следующие этапы работы у нас записаны в таблице.Составляя дальнейший план работы, давайте выясним, какую работу выполняет каждая роль и группа.(на доске или на слайде)

СБОР ИНФОРМАЦИИ

ВСЯ ГРУППА

РАЗРАБОТКА И СОСТАВЛЕНИЕ ЗАГАДКИ

ВСЯ ГРУППА СОСТАВЛЯЕТ, ЗАПИСЫВАЕТ и проверяет РЕДАКТОР.

ОФОРМЛЕНИЕ ЗАГАДКИ (ЭСКИЗ)

ВСЯ ГРУППА СОСТАВЛЯЕТ ЭСКИЗ, ЗАТЕМ ХУДОЖНИК ОФОРМЛЯеТ ЗАГАДКУ.

ЗАЩИТА ЗАГАДКИ

ВСЯ ГРУППА ГОТОВИТ ТЕКСТ ЗАЩИТЫ ЗАГАДКИ ПО ПЛАНУ, ЗАЩИТНИК ЗАЩИЩАЕТ СВОЮ ЗАГАДКУ

ЭСКИЗ – БЫСТРО ВЫПОЛНЕННЫЙ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАБРОСОК, СВОБОДНЫЙ РИСУНОК, НЕ ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ КАК ГОТОВАЯ РАБОТА.

Теперь давайте распределим темы загадок.

(ГРУППЫ ПО ЖРЕБИЮ РАСПРЕДЕЛЯЮТ ТЕМЫ ЗАГАДОК.)

    школьные принадлежности (учебник, портфель, тетрадь, ручка, дневник, линейка, ластик и т.д.)

    одежда и обувь (брюки, платье, рубашка, куртка,шапка, ботинки, кроссовки, туфли и т.д.)

    объекты неживой природы (гроза, ветер, туча, снегопад, дождь и т.д.)

    спортивный инвентарь (мяч, скакалка, велосипед, коньки, клюшка, шайба)

    части тела, лица человека (рука, пальцы, нос, волосы и т.д.)

    растения (фрукты, овощи, цветы, деревья)

    домашние животные и птицы (кошка, собака, корова, коза, попугай)

    мебель (стул, стол, шкаф, кровать, диван, кресло)

    бытовая техника (компьютер, пылесос, телевизор, стиральная машина, холодильник)

Повторение алгоритма работы.(на доске или слайде)

    Поиск информации (найти образец загадки в книге и схему загадки в тетради по информатике 1 часть)

    Продукт (составленнаяи записанная загадка + рисунок).

    Защита проекта.

ПЛАН ЗАЩИТЫ ПРОЕКТА.(дается в каждую группу)

    Расскажи, как вы работали над проектом, что делал каждый участник группы.

    Прочитай загадку.

    Вам понравилось работать?

    Что было трудным

    Чья это была идея (кто был самый активный)

    Справилась ли ваша группа с задачей проекта?

III. Оценка детьми своего отношения к учебному заданию (творческому проекту).

Оцени свое отношение к выполнению творческого проекта (детям предлагаются шкалы, где они отмечают любым значком, то что считают нужным):

Когда на уроке дается задание по выполнению творческого проекта, я считаю его:

Приятным

Неприятным

Однообразным

Разнообразным

Интересным

Скучным

Желательным

Нежелательным

Легким

Трудным

Нужным

Ненужным

Беспокойным

Спокойным

Простым

Сложным

Непонятным

Понятным

Полезным

Бесполезным

Оценка жюри по оценочным листам проекта.

Пока дети проводят оценку отношения к творческому проекту, жюри подводит итоги по оценочным листам проекта:

Оценочный лист проекта:

Группа №__

Тема проекта “Загадка о …”

Этапы выполнения проекта

Оценки:

    Сбор информации.

    Работа в группе

    Защита проекта

    Общая оценка

После завершения работы попытайтесь ответить на вопросы:

    Достигли цели?

    Что нового узнали?

    Чему мы научились?

    Понравился проект?

    Что получилось лучше всего?

    Что бы сделали по – другому?

    Хотели бы участвовать ещё в проектах?

Ребята, вы молодцы!!! Вы стали опытнее, очень доступно можете с помощью красок, слов, рифмы донести ваши мысли, чувства, идеи. Вы умеете работать в коллективе, распределять работу по ролям. Желаю вам успехов!

Инструкция

Сначала нужно выбрать предмет или понятие, о котором пойдет речь в загадке. Это может быть животное, предмет быта или природное явление.

Далее подумайте вместе с ребенком, чем отличается загаданный предмет или животное от других. Помогут специальные вопросы. Какой он? На что похож? Для чего это нужно или где используется? Каковы отличительные этого животного? Чем этот предмет удивителен?

Названные ребенком ключевые признаки и черты загаданного предмета должны быть заложены в загадке, но само понятие или предмет в загадке не упоминайте. Лучше всего запоминаются рифмованные . Придумывая стишок, учитывайте возраст ребенка. Малыш до 3-х лет вряд ли запомнит много строк.

В качестве примера рассмотрим предмет – велосипед. Какой он? Только два колеса и нужно самостоятельно крутить педали, иначе велосипед упадет. Вот и загадка – «Держусь я только на ходу, а если стану – упаду». Еще один вариант, самый простой – «На колесах и с рулем, а не машина».

На первых порах самостоятельно придуманные загадки могут быть очень простыми, состоять всего из одного предложения. Однако польза такого творчества огромна, ведь загадки учат думать, анализировать и даже развивают чувство юмора.
После того, как ребенок привыкнет к загадкам и научится их разгадывать, расскажите ему о загадках на смекалку, научите придумывать и такие головоломки.

Обратите внимание

Загадка – это средство развития детей, а также упражнение в рассуждении и в умении доказывать. Предложите детям самим придумать загадку или описать какой-нибудь предмет или явление, а вы попробуйте это отгадать, потом поменяйтесь ролями. Например – стена (есть в каждом доме, бывает из кирпича, бетона, камня, дерева).

Полезный совет

Придумывание загадок – это творчество, доступное детям начиная с младшего возраста. Сочинять собственные загадки ребенку не менее интересно и полезно, чем их отгадывать. Особое влияние загадка оказывает на развитие мышления ребёнка.

Источники:

  • загадки придуманные детьми

Все мы в жизни отгадывали не раз интересные загадки. Дети обожают с пользой проводить время и отвечать на поставленные вопросы. Чтобы сочинить загадку, нужно очень постараться, чтобы она соответствовала и возрасту ребенка и имела слаженную структуру.

Вам понадобится

  • Лист бумаги, ручка, фломастеры.

Инструкция

Придумайте загадку , строфу, например, чтобы в первой строке было вступление, вторая строка говорила о характерных особенностях загаданного предмета. Третья и четвертая строки должны давать наводящую подсказку. Строфа должна быть выстроена в рифму.

Нарисуйте отгадку или напишите под строфой, заключив ее в скобки.

Видео по теме

Обратите внимание

Будьте внимательны, придумывая загадку. Она не должна быть длинной и должна быть придумана, как стихотворение, то есть иметь рифму.

Полезный совет

Чтобы отгадка была не видна, запишите ее «вверх ногами» или же скройте в самом рисунке.

Источники:

  • На сайте представлены ответы на вопрос о том, как сочинить загадки.
  • загадки писать

Интеллектуальное и творческое развитие ребенка – важная задача для любой мамы, и для этой цели используются самые разные занятия, игры и упражнения, которые дети охотно выполняют в игровой форме. Творческое мышление отлично тренируется сочинением стихов и историй, а также вы можете сочинять вместе с ребенком загадки – в этом случае вы получите удовольствие не только от процесса сочинительства, но и от дальнейшей разгадки задуманного ребуса вами или вашим ребенком.

Инструкция

Задайте несколько вопросов по отношению к загадываемому предмету, чтобы придумать для него ассоциацию: что именно вы загадываете, этот предмет, на что он похож, из чего сделан, для чего и кем используется. Ответы на эти вопросы включите в текст загадки, а если этот текст будет стихотворным, ваша загадка приобретет повышенную творческую ценность.

У слушателя, которому загадывают загадку, должен возникнуть обратный ассоциативный ряд с описываемыми вещами, который должен привести его к отгадке. Какой предмет вы бы ни описывали в тексте загадки, он должен обладать теми же признаками и функциями, которыми обладает загаданный предмет. Например, если вы решили загадать лопату, в качестве ассоциации вы можете использовать в тексте загадки образ ложки.

Задавайте наводящие вопросы, используйте термины "горячо" и "холодно", когда отгадывают задуманное вами слово.

Также вы можете составить загадку по типу известной игры "Крокодил". Для этого вам необходимо изображать загадываемый предмет, не называя его вслух. Чем сложнее будет изобразить загаданный вами предмет, тем интереснее получится игра. Как видите, придумать загадку очень просто – достаточно понять, на что похож загаданный предмет и наделить созданную ассоциацию его чертами и свойствами.

Источники:

  • составление загадок

Первые головоломки появились еще в глубокой древности. Оригинальные задачи, требующие логического мышления, обнаружены даже на стенах египетских пирамид. Расцвет головоломных задач пришелся на средние века, когда стала развиваться математика. Со временем такие задания, над которыми действительно нужно было поломать голову, стали еще более популярными. И сегодня многие продолжают с увлечением играть в «пятнашки» или сосредоточенно собирать кубик Рубика. А можно ли придумать и сделать головоломку самому?

Прелесть головоломок состоит в том, что они позволяют любому человеку в увлекательной и игровой форме попробовать свои силы в нахождении решения сложной задачи. Известно множество видов головоломок. Одни из них развивают исключительно логическое мышление, другие требуют наличия развитого воображения и пространственного восприятия. Как те, так и другие головоломки объединяет одно – они способствуют повышению интеллектуального уровня. Одним из наиболее популярных видов головоломок считаются . В этой игре требуется составить целостную картинку из многих фрагментов, которые имеют самую разную форму. Особенно полезно составление . Собирание мозаики развивает мелкую моторику рук, учит верно воспринимать различия между частями и целым, отличать объекты по цвету, размеру и форме. При желании вы можете придумать и сделать собственную «головоломную» мозаику. Для этого понадобится подыскать подходящие по размеру и цвету изображения. Очень хорошие заготовки для самодельных пазлов можно отыскать в детских журналах и старых иллюстрированных книгах. Лучше всего использовать сюжетные картинки, на которых изображены сказочные персонажи и герои популярных мультфильмов. Выбирая изображения, стремитесь к тому, чтобы они не были излишне пестрыми и не содержали очень большого числа деталей. Чтобы изготовить универсальные двусторонние пазлы, вам понадобятся две картинки одинакового размера. Желательно, чтобы основной фон на изображениях контрастировал друг с другом. Аккуратно наклейте выбранные вами картинки на обе стороны куска плотного картона. Теперь нужно разметить одну из поверхностей, разбив изображение на элементы. Самое простое решение – разделить картинку на несколько квадратов или прямоугольников. Помните, что для дошкольного возраста достаточно будет сделать головоломку из 9-12 фрагментов. Школьникам под силу и более сложные пазлы. Чтобы сделать головоломку более сложной и интересной, рекомендуется разделить картинку на разные геометрические фигуры: квадраты, треугольники, круги, элементы неправильной формы. Теперь остается острыми ножницами разрезать целое изображение точно по линиям разметки. Головоломка готова. Подключив воображение и фантазию, вы вполне можете придумать свой вариант головоломки. Решать такую головоломку рекомендуется на первом этапе совместно с ребенком. Существует алгоритм складывания мозаики. Для начала необходимо отобрать фрагменты, относящиеся к одной картинке, руководствуясь цветом фона. Затем отыщите четыре угловых элемента – в головоломке с разными по форме фрагментами они всегда имеют прямые углы. Теперь следует составить боковые элементы, чтобы в результате получилась внешняя рамка мозаики. Остается подобрать внутреннее содержание картинки. Вы можете, разумеется, выбрать и свою «авторскую» последовательность действий. Казалось бы, что еще можно придумать в дополнение к такой простой головоломке? Усовершенствовать пазлы можно, если запастись несколькими плоскими квадратными магнитиками для холодильника. Достаточно наклеить эти магнитные элементы на подходящую по размеру яркую картинку, а затем разрезать мозаику на части по границам магнитных квадратиков. В результате вы получите простую, но занимательную головоломку, которую можно складывать прямо на дверце холодильника.


При разгадывании загадок потребуется активная работа мысли. Чем занимательнее построена сама форма загадки, тем лучше будет ненавязчиво помочь ребенку освоить что-нибудь новое.

Загадки – составленные в определенной форме вопросы, предполагающие получение ответа- . При обучении ребенка новым понятиям их могут использовать для проверки сообразительности, развития наблюдательности, закрепления материала.

Что такое загадка

Загадки как народное творчество появились на свете давным-давно. Они довольно широко используются как средство развлечения или воспитания и представляют собой занимательные вопросы о явлениях или предметах, которые следует внимательно рассмотреть и найти ответ, то есть отгадку.

Загадка – прекрасное упражнение для развития логики, с выполнением которого ребенка можно научить абстрагировать, то есть брать в учет лишь определенные стороны предмета, или синтезировать – находить предмет по нескольким признакам, что перечислены в задании.

Как научить ребенка разгадыванию загадок

Большинству нравится искать и находить ответы на загадки.

Это неплохая проверка знаний и прекрасное развлечение, сам процесс приносит удовольствие не меньшее, чем результат.

Поиски ответа и объяснение вывода, который привел к разгадке, потребуют от ребенка умения рассуждать – решать поставленную задачу потребуется творчески, выразить свои мысли надо будет в достаточно убедительной форме. Намного легче и точнее дети отгадывают загадки в том случае, если привить им навык логического суждения. Теперь будет основана не на случайном совпадении, а на анализе предложенного материала.

Чтобы дать на вопрос правильный подробный ответ, ребенку надо научиться выделять названные в загадке признаки. Загадки, предназначенные , построены обычно таким образом, чтобы ребенок мог при поисках ответа двигаться . Не следует подсказывать ответ – быстрые подсказки лишают возможности подумать самостоятельно.

Привыкнув к готовым ответам, постепенно ребенок может вообще потерять интерес к загадкам.

Не обязательно сразу же пытаться найти ответ - при решении лучше попытаться переходить от общих признаков к частным.

Пример. Прочитав загадку, для начала подумать, что должно получиться в качестве ответа - предмет или явление?

Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпу в доску влезу,
А по мне всё тук да тук.

Понятно, что речь о предмете неодушевленном, ведь он сделан из железа. «Тук-тук» - может навести на мысль о молотке. Далее мысли идут примерно в таком направлении: какой неодушевленный предмет может «носить» шляпу? И вот как бы сам по себе приходит ответ «железный гвоздь», поскольку «шляпа» помогает вспомнить «шляпку».

Сложность загадки для отгадчика всегда будет зависеть от того, насколько ему знаком объект, о котором идет речь, и сообщенные о нем данные. Это справедливо для всех, будь то мужчина или женщина, девушка или ребенок.

Зачем загадывают и отгадывают загадки?

Потому что детям нравится раскрывать тайны. Это факт. А еще они любят запоминать услышанное и потом проверять друг друга.

Как обычно знакомятся с загадками? Взрослый прочитывает детям новую загадку. Как правило, самый сообразительный ребенок (наверное, путем озарения) догадывается, каков ответ (или в более сложных случаях сам загадавший подсказывает до тех пор, пока кого-то не осенит) . Остальные дети слушают и запоминают. Когда эту же загадку повторяют через некоторое время тем же детям, то мы видим «лес рук».

Но если копнуть глубже, то такое «знание» загадок и, соответственно, умение вспомнить нужную отгадку – это просто навык запоминания. Мышление не работает, и творческое тоже. Да-да.

Итак, гораздо полезнее учиться сочинять загадки самому.

Сделать это совсем не трудно, даже самым маленьким (с небольшой помощью взрослого).

Простые модели сочинения загадок для самых маленьких

(от Т.А. Сидорчук и А.А. Нестеренко)

Загадки по этим моделям могут придумывать дети 3-4 лет.

Модель 1

1. Придумать, о чем будет загадка,

2. Выделить у этого объекта основные свойства (не более 4),

3. К каждому свойству подобрать другой объект, который обладает этим же свойством.

Иными словами, записать схематично признаки, опираясь на таблицу. Пусть наша загадка будет про котенка.

Добавляем слова-связки и получаем загадку:

Ласковый, но не солнышко,

Теплый, но не свитер,

Усатый, но не сом.

Модель 2

Аналогично можно составлять простые загадки, опираясь на действия , которые совершает объект. Лучше брать за основу объект, у которого можно выделить 2-3 свойства, связанных с движением, звуком, световыми эффектами, запахами.

У меня снова про котенка.

Получилась загадка:

Охотится, но не волк,

Умеет прыгать, но не мяч,

Урчит, но не мотор.

Модель 3

Здесь в таблицу нужно записать, на какой объект похожа наша отгадка и чем от него отличается. Еще раз про котенка:

Похож на игрушку, но живой,

Похож на льва, но без гривы,

Похож на сову, но не летает.

Рисовать таблички каждый раз совершенно не обязательно! Достаточно представлять себе мысленно нужную модель. А можно даже в одной загадке объединять две модели.

Если посмотреть на такой способ придумывать загадки шире, то можно применять его на более старших учениках для лучшего запоминания научных понятий из химии, физики, биологии. В этом помогает то, что в процессе сочинения задействуется образное мышление, а, значит, запоминание проходит эффективнее.

Способ сочинять загадку для детей от 7 лет

(от А.В. Кислова и Е.Л. Пчелкиной)

Шаги алгоритма отчасти похожи на уже описанные, но их чуть больше:

1. Выбрать объект;
2. Выбрать от 1 до 3 свойств объекта – видимых, слышимых, осязаемых, вкусовых, постоянных или изменчивых;
3. Каждое выделенное свойство дополнить образом, который возникает по ассоциации;
4. Представить себя на месте исходного объекта и описать связанное с этим впечатление;
5. Выделить из пунктов 3 и 4 наиболее яркие, интересные и оригинальные описания, объединить их в небольшой рассказ или стихотворение.

Мы с ребятами придумывали загадку про неисправную лампочку, которая мигала у нас над головой. Конечно, сам алгоритм я не записывала слово в слово, а просто обозначала шаги значками. Вот как это происходило.

Не беда, если загадка не складывается в стихотворение! Прозаические загадки-рассказы тоже очень интересны и необычны, а главное, побуждают к речевому творчеству.

Многие из нас до сих пор помнят загадки из детства, такими они были интересными и запоминающимися. Загадки и головоломки любят все, и не только дети, ведь это отличный инструмент для развития памяти и повышения интеллекта.

На вопрос о том, ответить несложно: обычно это словосочетание или стихотворение, в котором говорится о каком-либо предмете или явлении. Чтобы , нужно проявить смекалку, фантазию, посмотреть на предмет с другой стороны.

Как придумать свою загадку

Придумать загадку самостоятельно совсем не сложно, важно понять принцип, по которому строятся загадки. Для начала рекомендуется ознакомиться со сборниками головоломок и загадок. Это поможет «настроить» голову на работу с этим типом задач.

Чтобы сочинить загадку, необходимо выбрать предмет или явление, о котором будет говориться в самой загадке. Для малышей очень популярны загадки о природных явлениях и животных, например:

  • Зимой - звезда, весной - вода (снежинка)
  • Бел, да не сахар, нет ног, а идет (снег).

В первом примере загадка строится на основе приёма сравнения - снежинка зимой выглядит как звезда, а весной тает, поэтому становится водой.

Во втором примере снег сравнивается с сахаром, их общей чертой является цвет - белый, но между ними есть и различия - сахар имеет сладкий вкус, а снег - нет. Также здесь использован приём олицетворения - снег «идёт», снег олицетворяется с чем-то живым, ведь идти ведь может только человек или животное, но для описания такого феномена, как снегопад, используется клишированное выражение «снег идёт». Такой же приём используется и для описания работы часов - «часы идут».

По такой же схеме можно составить свою загадку. После того, как был выбран объект, необходимо описать его свойства или особенности с помощью приёма сравнения. Для удобства можно записать на листке бумаги ответы на такие вопросы:

  1. Какого предмет цвета?
  2. Какой формы?
  3. Для чего используется?
  4. На что похож?

Например, для описания банана ответы будут такими - желтый, продолговатый, его едят, на месяц. Также у предмета есть свои особенности - банан нельзя есть с кожурой. Можно написать такую загадку - «Не съешь, пока жёлтую шубу не снимешь».

Придумывать загадки - очень увлекательное занятие, к тому же, полезное - тренирует память и смекалку, развивает фантазию и помогает повысить уровень интеллекта.

|
Постановка согласных звуков и букв: | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Трудные согласные буквы: б;п | ж;ш | з;с | г;к | с;ц | в;ф | р;л | п;л | р;п;л | з;с;ц | ч;ж;ш;щ;ц;х |

Совместная работа родителей, упражнений с сайта и программного комплекса поможет детям ставить звуки. Правильная речь ребенка - это хорошо. Работа логопедадолжна быть комплексной и систематической. Говорите слова четко проговаривая буквы и слоги. Дети с тяжёлыми нарушениями речи нуждаются в систематической помощи логопеда. Индивидуальные занятия позволяют решить проблемы с дикцией у детей. Благодаря упражнениям сайта вы сможете понять развитость словарного запаса ребенка, правильно ли он связывает их между собой и произносит. Здесь на сайте вы найдете упражнения на постановки всех звуков русского алфавита, а еще обучите ребенка читать.

Загадки придуманные детьми

Загадка – это средство развития детей, а также упражнение в рассуждении и в умении доказывать. Предложите детям самим придумать загадку или описать какой-нибудь предмет или явление, а вы попробуйте это отгадать, потом поменяйтесь ролями. Например – стена (есть в каждом доме, бывает из кирпича, бетона, камня, дерева). Звёзды (невидно днём, а ночью видно, да и то не всегда, находятся далеко-далеко). Молния (сверкает в небе, после неё много шума). Если загадку отгадать не удаётся, то ребёнок намекает вам дальше (про стену – на это можно повесить ковёр, в этом могут быть окна или двери и т.д. пока вы не угадаете). Детям очень нравятся такие игры, особенно когда загадку придумывают они сами.

Мастер шубу сшил,

Иглы вынуть позабыл.

Что всё время ходит без оглядки?

У меня подружек много,

Все мы очень хороши.

Если нужно человеку,

Мы поможем от души.

Дожидаюсь вас, ребята!

Очень, очень я красив!

Почему же не берёте?

Потому что ядовит!

(МУХОМОР)

Загадки про машину для детей

Загадки про овощи и фрукты очень занимательны, оказывают позитивное влияние на развитие ребенка. Конечно, воспитание детей в обязательном порядке должно быть всесторонним, это должны понимать и родители, и воспитатели, ведь, разгадывая фруктовые и овощные загадки, ребенок познает мир, учится думать и мыслить.

Примечательно, но в мире насчитывается более 7500 сортов яблок, размер их колеблется от самых маленьких (размером с вишню) до крупных плодов. В нашей стране из-за неблагоприятного климата растет малое количество фруктов - яблоки, груши, абрикосы. Экзотические плоды (гранат, персик, нектарин, манго, папайя и другие) привозят к нам из-за рубежа. Фрукты очень вкусные, поэтому они часто заменяют десерт. Плюс ко всему, они содержат большое количество витаминов, которые благоприятно сказываются на здоровье людей. Каждый фрукт оказывает определенное воздействие на организм человека, потому что содержание в них витаминов и минералов неодинаковое. Большинство плодов не теряют своих свойств, даже если их замораживают, консервируют или высушивают.

Он почти как апельсин,

С толстой кожей, сочный,

Недостаток лишь один -

Кислый очень, очень. (Лимон)

Ну а это угадать

Очень даже просто:

Апельсин, ни дать, ни взять,

Только меньше ростом. (Мандарин)

Все его мы с детства знаем -

Удивительнейший фрукт,

Апельсин напоминает,

Называется - ... (Грейпфрут)

Ужин этот лучший самый,

Рада я и Миша рад,

Ведь сегодня наша мама

Нам купила... (виноград)

Огурцы они как будто,

Только связками растут,

И на завтрак эти фрукты

Обезьянам подают. (бананы)

Отгадать не очень просто -

Вот такой я фруктик знаю -

Речь идет не о кокосе,

Не о груше, не о сливе, -

Птица есть еще такая,

Называют так же - ... (киви)

Очень крепкий этот малый,

Зубу непослушный,

Расколи его сначала,

А потом и кушай. (орех)

Не в лесах и не в садах,

Не у вас и не у нас,

А в тропических полях

Вырастает... (ананас)

Из растительных продуктов,

Из известных ягод, фруктов,

Из всего, что сладко, сочно,

Что съедобно и не очень,

Детям всем на объеденье,

Можем мы сварить... (варенье)

Среди бахчи - зелёные мячи.

Налетала детвара - От мячей одна кора. (Арбузы)

Морские загадки для детей

Загадки про море знакомят малышей с естественными водоемами Земли, видами морей и их обитателями.

Морей на планете много - это и Черное море, Саргасcово море, Карибское море и многие другие. В современном мире берега морей чаще всего рассматриваются как курортные зоны. А в древние времена моря рассматривались больше как стратегические объекты, создавались огромные флоты для защиты морей от нападения.

Звезда в море​В морях частенько орудовали пираты, которые грабили мирные суда. Особенно много было их в Карибском и Средиземном морях. А в глубинах морей, кроме удивительного подводного моря, скрываются несметные сокровища потонувших кораблей.

Загадки про моря развивают у малышей память, воображение, формируют интерес к приключениям.

И на суше, и в воде -

Носит дом с собой везде.

Путешествует без страха

В этом доме... (черепаха)

Ей не страшен зверь любой -

Панцирь носит за спиной.

Триста лет живет без страха.

Кто же это? (Черепаха)

Может рыба-великан

Над водой пускать фонтан.

Кто же этим знаменит?

Житель океана - ... (кит)

Он огромный, толстокожий,

А по виду - с рыбой схожий.

Вверх фонтан воды летит -

Так приветствует всех... (кит)

Что за плащ хвостатый, темный

Рассекает в море волны?

Осторожно! В нем разряд.

Электрический он... (скат)

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. автоматизация звуков

Альбомы-пособия включает разнообразные задания в занимательной форме, выполнение которых вырабатывает у ребенка правильное произнесение звуков С, З, Ш, Щ, Ч, Р, Л. Кроме того, они способствуют обогащению словарного запаса детей, развитию их фантазии, связной речи, логического мышления и других необходимых предпосылок для обучения в школе. При выполнении заданий у детей развиваются навыки самостоятельной работы.Представленные в пособии задания способствуют развитию базовых психических процессов: внимания, памяти, мышления, творческих способностей ребенка.

Данные альбомы содержат иллюстративный и лексический материалы для постановки и автоматизации разных групп звуков и может использоваться родителями для закрепления в речи уже поставленных звуков. Лексический материал пособия отобран и расположен с максимальным учетом дидактических и методических требований к логопедической работе с детьми и в соответствии с законами русской фонетики. Большой иллюстративный материал способствует привлечению внимания детей и увеличению объема запоминания. Задача пособия - оказать практическую помощь логопедам ДОУ, школ и детских поликлинник. Лт себя добавлю, что родителям тоже просто заниматься с детьми по этим альбомам, материал дан от простого к сложному.