Меню

Как сделать китайское вырезание из бумаги. Художественное вырезание из бумаги

Різне

Искусство вырезания по бумаге появилось в Китае, ведь она изобретена именно там. До этого азиаты активно резали по золотой фольге, коже и шелку. В Китае вырезание по бумаге считается престижным увлечением, оно даже внесено ЮНЕСКО в список объектов культурного наследия человечества.

Как выбрать инструменты для вырезания?

Очень важно правильно выбрать хороший канцелярский нож. Для создания действительно ровной вырезки, бумага которой не будет лохматиться по концам, одними ножницами не обойдешься. Чем сложнее ваша работа и чем больше в ней мелких, тем критичнее должен быть выбор ножа. Многие люди, пытающиеся начать заняться вырезанием в китайском стиле используют обычные ножницы для бумаги, а потом удивляются почему у них ничего не вышло.

Подходящий нож не должен быть слишком широким или тонким и не должен иметь лезвие больше 20 миллиметров длинной. Такие лезвия используются для монтажных работ, а не для тонкой бумаги. Очень ровные и узкие ножи тоже не подходят, их не удобно держать в руке и это не даст сосредоточиться на процессе вырезания. Лучше всего найти удобный инструмент с расширяющейся ручкой. Хорошо, если у него есть прорезиненная вставки по бокам, тогда нож не будет скользить в руке и пальцы не устанут. Это действительно важно, потому что вырезание большой картины может занять несколько часов. Иногда в продаже встречаются специальные китайские ножи.

По мере процесса вырезания нож всегда должен оставаться острым. Лезвие канцелярского ножа состоит из нескольких секторов, которые надо отламывать по мере затупления, чтобы нож оставался острым и не цеплял бумагу. Будьте осторожны. Когда отламываете лезвие, держите нож далеко от своих глаз.
Держать нож в руке стоит не так, как ручку или ложку. В таком положении рука слишком быстро устанет. Старайтесь при использовании не держать всю руку на весу, а немного положить ее на стол.

Хорошо подойдет плотная цветная бумага для поделок с глянцевой поверхностью. Она должна быть плотнее обычного альбомного листа, но тоньше картона. Из слишком толстой бумаги очень трудно сделать аккуратную вырезку. Бумага должна обязательно иметь красивый и яркий цвет. Идеально подходит самоклеющаяся бумага. Она и плотная, и красивая и можно потом наклеить рисунок. Традиционно используется бумага красного или черного цвета. В различных регионах Китая используется различная цветовая гамма. Настоящие китайские вырезки бывают даже многоцветные. Они делаются путем вырезание нескольких частей рисунка из разных листов и их склеивания.
Перед тем как вырезать рисунок можно либо сделать набросок по бумаге, либо приложить трафарет. В случае использования трафарета вы будете более точно представлять то, что получится в конце.

Под бумагу сделайте твердую подложку. Она должна быть максимально ровной. Обычно люди используют для этого ненужное зеркало, стекло от книжной полки, коврик для мышки. Хорошая подложка очень важна, бумага не должна даже немного погнуться и помяться в процессе.
Начинайте вырезать с верхнего левого угла и двигайтесь вниз направо. Это позволит не испортить случайно работу рукой. Аккуратно доводите линии до конца, иначе кончики бумаги будут лохматиться, оставляя заусенцы. Чтобы сделать сложную картину, китайцы сначала вырезают трафареты нескольких деталей отдельно, потом соединяют их вместе.

Вырезание узоров из бумаги – цзяньчжи – один из видов традиционного народного декоративно-прикладного искусства Китая, который недавно был отнесен ЮНЕСКО к числу мирового культурного наследия.

Искусство вырезки из бумаги имеет долгую историю, оно возникло во времена династий Шан или Чжоу и передавалось из поколения в поколение до наших дней. Основным сюжетом этих простых и безыскусственных произведений из бумаги является труд и жизнь простого народа. Узоры из бумаги, создаваемые в уезде Аньсай провинции Шаньси широко известны во всем мире.

Вырезание из бумаги — один из самых популярных видов народного творчества в Китае. По данным археологов оно берет свое начало в VI в., но многие считают, что на самом деле его история началась на несколько сотен лет раньше. Сначала вырезанные узоры использовали в религиозных ритуалах или для украшения интерьера.

В древние времена китайцы часто вырезали из бумаги изображения разных предметов или фигурки людей и клали их в гроб вместе с телом покойного либо сжигали на похоронах. Подобный обычай до сих пор можно встретить в некоторых местах за пределами Китая. Изображения, вырезанные из бумаги, обычно обладают символическим значением, поэтому они стали частью религиозных ритуалов. Кроме того, эти оригинальные узоры были найдены в качестве украшений жертвенных даров на церемонии почитания богов и предков.

В настоящее время бумажные узоры используются прежде всего для украшения интерьера, ими декорируются стены, двери, окна, колонны дома, зеркала, лампы и фонари. Они также используются для украшения подарков, а иногда сами служат подарком. Раньше в народе такие вырезанные из бумаги узоры служили образцами для вышивки и орнаментов лаковых изделий.

Вырезание из бумаги выполняется только вручную. Вырезание бывает двух видов: первый — вырезание при помощи ножниц, используя сразу несколько листков бумаги (обычно не более 8 листков за один раз), мастера клеят их на бумагу и при помощи острого ножа доводят узор до совершенства; второй способ — вырезание при помощи ножа, сначала бумагу несколько раз складывают, кладут ее на рыхлый клей, сделанный из пепла и жира животных, потом тщательно вырезают на бумаге узор, держа нож в руке вертикально, и обрабатывают его по заготовленному образцу. Преимущество второго способа состоит в том, что он позволяет одновременно вырезать сразу несколько узоров.

В деревне вырезанием из бумаги занимаются в основном девушки и женщины. Раньше овладеть этим мастерством обязана была каждая девушка, кроме того, это было одним из важных критериев выбора невесты. Но профессиональными мастерами тогда чаще всего были мужчины, так как раньше только мужчины имели возможность заниматься этим ремеслом в специальных мастерских.

Фигурное вырезание из бумаги - традиционное китайское искусство, первые упоминания о котором датированы VI веком нашей эры. Но и сейчас этот вид арта пользуется популярностью во всем мире. Мы собрали работы лучших мастеров резьбы по бумаге. Эти люди - настоящие волшебники, способные превратить обычный лист бумаги в произведение искусства. Они часами могут вырезать витиеватые линии, наблюдая, как из обыкновенного листа бумаги появляется невероятная красота.

Кири Кен (Kiri Ken)


Японский художник Кири Кен, чей псевдоним переводится как «Режущий меч», создает невероятно изящные произведения искусства из бумаги.

Некоторые его работы вырезаны настолько мелко и кропотливо, что кажется, это парящие живые существа. Талантливый японец предпочитает вырезать из бумаги морских жителей или же выразительные портреты. Несомненно, его работы вдохновлены миниатюрами, нарисованными тушью, а в тонких линиях угадывается графичная техника. Для создания своих изысканных работ японец использует специальный нож X-ACTO и особую бумагу Ehime Paper.



Роган Брауна (Rogan Brown)



Известный благодаря своим филигранным работам в виде бумажных микроорганизмов, ирландский художник Роган Браун использует «призму воображения» для создания поразительных произведений искусства. Творения Рогана Брауна отличает то, что это не просто причудливые узоры, а своеобразная интерпретация окружающего мира. Создает свои сложные «кружева» автор, по большей части, руками, вырезая виток за витком. И лишь изредка применяет лазерную резку бумаги. Вдохновение художник черпает во всем: от очертаний клеток под микроскопом до крупномасштабных геологических структур.

Сюзи Тейлор (Suzy Taylor)


Талантливая английская художница Сьюзи Тейлор из Хартфордшира создаёт потрясающие детализированные произведения искусства из бумаги, черпая вдохновения в своей любви к фолк-арту и цветочным мотивам. Причем вырезает девушка исключительно вручную. Сюзи настолько увлекает ее работа, что она может часами сосредоточено вырезать витиеватые линии, наблюдая, как из обыкновенного листа бумаги появляется невероятная красота.



Патрик Кабрал (Patrick Cabral)


Филиппинский мастер Патрик Кабрал создаёт минималистические 3D-портреты редких животных. При этом бумажные скульптуры это просто его хобби, Патрик работает программистом и веб-аниматором. А в свободное время создаёт трёхмерные бумажные портреты животных, украшенные изысканными кружевными абстрактными узорами. По словам самого Патрика, таким образом он хочет обратить внимание людей на то, как хрупок этот мир.



Пиппа Дирлага (Pippa Dyrlaga)


Художница из Йоркшира Пиппа Дирлага с ювелирной точностью превращает лист бумаги в произведение искусства. Ее творения вдохновлены природой, животными, архитектурой, поп-культурой и местностью, где художница живёт. По словам Дирлаги, она работает в традиционной технике, используя скальпель и карандаш. На один трафарет обычно уходит один лист бумаги.



Хина Аояма (Hina Aoyama)


Японская художница Хина Аояма родилась в Йокогаме, но сейчас живет во Франции. «Ультратонкими кружевными бумажными вырезками» она увлеклась еще в 2000 году. Хина использует для работы исключительно ножницы, с ювелирной точностью и безупречной аккуратностью вырезая кружевные изящные цветы, тексты и бабочки. Из-за их хрупкости резные работы наносятся на ткань или помещаются между стеклами, что бы сохранить узоры. На создание своих чудных творений у Хины Аояма уходит от пары дней до долгих недель кропотливой работы, в зависимости от сложности задуманного эскиза.




Индийский художник из Ахмадабада, Парт Котекар творит бумажные чудеса. Идея начать вырезать из бумаги пришла ему во время экспериментов с трафаретами для граффити, и то, что начиналось как хобби, превратилось в профессию. Работы художника являются отражением аспектов повседневной жизни. Самое захватывающее в этой работе, как говорит Парт, то, что он до последнего момента не знает, как его очередной шедевр будет выглядеть. И это любопытство является одной из главных причин, почему он продолжает творить.



Йо Хун (Yoo Hyun)


Корейский художник Йо Хун вырезает из листов бумаги портреты известных личностей: Пабло Пикассо, Одри Хепберн, Майкла Джексона и других. Все работы Йо Хун вырезает вручную, используя лишь специальный резак для бумаги. Особенность его работы заключается в том, что он вырезает портреты «ёлочкой», от которой даже рябит в глазах. Ни один из этих портретов не был бы виден на белом, поэтому каждый из них представлен на тёмном фоне.



Риу (Riu)


Художник из Японии, действующий под псевдонимом Риу в совершенстве освоил мастерство вырезания из бумаги. Свои работы японец создает с помощью канцелярского ножа. При этом он работает в технике зентангл, то есть не имеет никакого предварительного эскиза работы, а «рисует ножом» по бумаге просто так, как подсказывает ему полет фантазии. Секретом своего успеха мастер называет особое чувство ритма, которое помогает создавать новые шедевры.

Художница Бови Ли родилась в Гонконге, а теперь живет и работает в Питтсбурге, США. Она создает удивительно детальные иллюстрации из китайской рисовой бумаги и шелка, почти невесомые работы, полные фантастических сюжетов. Создавая свои работы, художница сначала переводит выполненные вручную изображения в электронный вид, затем распечатывает их и только потом приступает к долгой и кропотливой работе с помощью ножа и острых лезвий.



Вырезание узоров из бумаги - «Цзяньчжи» - один из видов традиционного народного декоративно-прикладного искусства Китая, который недавно был отнесен ЮНЕСКО к числу мирового культурного наследия. Искусство вырезания из бумаги имеет долгую историю, оно возникло во времена династий Шан или Чжоу и передавалось из поколения в поколение до наших дней. Основным сюжетом этих простых и безыскусственных произведений из бумаги является труд и жизнь простого народа. Узоры из бумаги, создаваемые в уезде Аньсай провинции Шаньси широко известны во всем мире.

Вырезание из бумаги - один из самых популярных видов народного творчества в Китае. По данным археологов оно берет свое начало в VI в., но многие считают, что на самом деле его история началась на несколько сотен лет раньше. Сначала вырезанные узоры использовали в религиозных ритуалах или для украшения интерьера.

В древние времена китайцы часто вырезали из бумаги изображения разных предметов или фигурки людей и клали их в гроб вместе с телом покойного либо сжигали на похоронах. Подобный обычай до сих пор можно встретить в некоторых местах за пределами Китая. Изображения, вырезанные из бумаги, обычно обладают символическим значением, поэтому они стали частью религиозных ритуалов. Кроме того, эти оригинальные узоры были найдены в качестве украшений жертвенных даров на церемонии почитания богов и предков.

В настоящее время бумажные узоры используются прежде всего для украшения интерьера, ими декорируются стены, двери, окна, колонны дома, зеркала, лампы и фонари. Они также используются для украшения подарков, а иногда сами служат подарком. Раньше в народе такие вырезанные из бумаги узоры служили образцами для вышивки и орнаментов лаковых изделий.

Вырезание из бумаги выполняется только вручную. Вырезание бывает двух видов: первый - вырезание при помощи ножниц, используя сразу несколько листков бумаги (обычно не более 8 листков за один раз), мастера клеят их на бумагу и при помощи острого ножа доводят узор до совершенства; второй способ - вырезание при помощи ножа, сначала бумагу несколько раз складывают, кладут ее на рыхлый клей, сделанный из пепла и жира животных, потом тщательно вырезают на бумаге узор, держа нож в руке вертикально, и обрабатывают его по заготовленному образцу. Преимущество второго способа состоит в том, что он позволяет одновременно вырезать сразу несколько узоров.

В деревне вырезанием из бумаги занимаются в основном девушки и женщины. Раньше овладеть этим мастерством обязана была каждая девушка, кроме того, это было одним из важных критериев выбора невесты. Но профессиональными мастерами тогда чаще всего были мужчины, так как раньше только мужчины имели возможность заниматься этим ремеслом в специальных мастерских.

Всем доброго дня и хорошего настроения!

Меня зовут Ксения, и это мой первый пост в Стране Мастеров. Я работаю в технике цзяньчжи (китайское вырезание из бумаги), и по совету друзей, знакомых и клиентов, постепенно стартую "из тени". И начинаю это делать со знакомства с вами, дорогие мастера. Надеюсь, мой МК про зайчика цзяньчжи будет интересным.

Для того, чтобы вырезать такого зайчика, нам понадобятся:
- Распечатанная схема* (можно скачать по ссылке: http://yadi.sk/d/QnKhRJd82lJg3)
- Красная бумага (1 лист)
- Маникюрные ножницы с прямыми кончиками
- Степлер со скобами
- Клей – карандаш для бумаги (самый слабый из доступных)
- Белая (или жёлтая) офисная бумага формата А4 (для подложки)
- Файл А4 (для готовой работы)
(подробности о подборе инструментов и бумаги есть в блоге jianzhi-ru.blogspot.ru)

Складываем схему и работу вместе: красную бумагу вниз, схему наверх (если листы у вас разной формы и размера, то следите, чтобы края красного листа полностью закрывали края схемы).

Скрепляем листы степлером по краям, как можно ближе к рисунку. (Можно также скрепить какой-нибудь участок внутри рисунка. Главное следите, чтобы это была область, которую мы потом вырежем).

Обрезаем всё лишнее по краям. Новички обычно боятся отрезать слишком много, и оставляют большие края. Этого делать не нужно, т.к. они потом мешают в работе. Целесообразно оставлять край около 1 см, а впоследствии, возможно, даже меньше.

Ну вот, теперь всё готово, и мы можем начать вырезать нашего зайку. Однако прежде, чем мы начнём, хотелось бы уточнить один момент:
Не сочтите за занудство, но очень важным является контроль за тем, как вы сидите. Это вопрос здоровья, и на мой взгляд, пренебрегать этим нельзя. Чтобы вам было удобно, чтобы глазки не портились, ножки не затекали, и спина не отваливалась, постарайтесь с самого начала приучить себя работать в правильном положении.
Итак, садимся прямо, держим спинку. Ножки на полу. Локти в стороны не разводим, стараемся держать поближе к бокам (чтобы не перегружать плечи и спину). Работу держим приблизительно на уровне груди (это для глаз).

Теперь перейдём непосредственно к зайцу. Как мы видим, весь узор на нём формируется с помощью 5 видов отверстий. Назовём их условно: кружочек, галочка, лепесток, бородка и треугольник. Давайте посмотрим, как следует вырезать каждый из них.

Кружочек: острием одного конца ножниц делаем прокол в центре, в таком месте, чтобы этот прокол мы обязательно срезали в результате. Затем по спирали доводим окружность до нужного нам размера, и плавно завершаем кружок. Если сразу не получилось - не расстраивайтесь. Кружочки - самый трудный элемент для вырезания ножницами.

Лепесток: от прокола аккуратно вдоль границы лепестка доводим разрез до границы, и далее вырезаем по линии границы. Если доведёте разрез до границы плавной линией, то не будет бахромы на стыке, и потом не придётся ничего исправлять.

Бородка: это важный и очень часто применяемый приём в цзяньжи. С помощью таких элементов обычно вырезают шерсть и перья у животных и птиц, а также «пестики-тычинки» у цветочков. Сегодня я расскажу, как вырезать такие бороздки ножницами, т.к. здесь есть свои тонокости (если вы работаете ножом, то там техника немного другая).

Итак, сначала мы вырезаем «улыбочку», которая одной гранью проходит по ровной стороне границы элемента, а второй – по кончикам шерстинок.

А затем уже мы вертикально вырезаем треугольнички «бородки».

Такая техника вырезания здесь наиболее эффективна, т.к. она позволяет нам не повредить «шерстинки». Возможно, в рамках нашего конкретного зайчика это не самая большая проблема, но в будущем, когда треугольнички превратятся в тоненькие полосочки, это станет очень важно. Так что нарабатываем правильные навыки с самого начала!

Галочки: Тут всё просто. Прокол в центре. Далее 2 разреза к уголкам центра, и дальше 2 треугольничка (по примеру треугольничков бородки).

Ну вот, собственно так, от элемента к элементу, вырезаем все внутренности зайчика. Я лично, начала с цветочка, потом сделала лепестки на спинке, потом галочки на грудке, затем носик, глазик и "бородку" на головке, потом лапки и затем ушки. Но вы можете менять эту последовательность по своему желанию.

И наконец, вырезаем контур. Здесь всё, как обычно. Я, как правило, вырезаю от скрепки к скрепке (чтобы работа не расходилась). Но я работаю медленно и основательно, поэтому, если вы любите делать всё побыстрее, и уверены в своих навыках, можете вырезать последовательно по контуру.
Единственная рекомендация здесь, «бородки» лучше вырезать в конце, чтобы случайно их не затрепать и не оборвать.

Теперь можно отделить работу от схемы и полюбоваться на результат.

На листик работу мы не приклеиваем. Можно чуть-чуть прихватить с одного края (лучше сверху или один из верхних уголков) бумажным клеем, чтобы она держалась. Но ровно настолько, чтобы можно было легко её отделить, не повредив.
Обычно для работ из красной бумаги используют жёлтый или белый фон. Выбираем ту, которая вам больше нравится, прикрепляем к ней зайку, вставляем в файл, и отрезаем у файла белую грань крепления.

Всё, можно на стенку или дарить.

Ну и в завершении немножко о символике: зайчик (или кролик, разницы нет) в символике цзяньчжи означает «долголетие». Имейте в виду, что китайское понятие долголетия, это не то же самое, что наше размытое «ниочём». У китайцев вообще нет абстрактных понятий. Всё очень конкретно.
Так вот китайское «долголетие» означает «долгая жизнь и естественная смерть от старости». Это и будет являться вашим пожеланием тому, кому вы подарите своего кролика цзяньчжи!

Более подробный МК (с деталями по материалам и технике) можно посмотреть у меня в блоге (jianzhi-ru.blogspot.ru). Всем спасибо за внимание. Надеюсь, было интересно и полезно. Буду рада комментариям и вопросам.

С уважением,
Ксения Рахманова

*Схема для МК взята из личного архива и с разрешения мастера Жао Баолян